Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования. Чугайнова, Оксана Геннадьевна бесплатно
02:45
Скачать Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования. Чугайнова, Оксана Геннадьевна бесплатно
Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования

Диссертация

Автор: Чугайнова, Оксана Геннадьевна

Название: Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования

Справка: Чугайнова, Оксана Геннадьевна. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Чугайнова Оксана Геннадьевна; [Место защиты: Сургут. гос. пед. ун-т] Сургут, 2008 217 c. : 61 09-13/165

Объем: 217 стр.

Информация: Сургут, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методические предпосылки и основания формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования
11 Роль исследовательского компонента в деятельности педагога дошкольного образования
12 Современные подходы к формированию исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования
13 Понятие исследовательской компетенции и её компонентный состав
Глава 2 Технология формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования
21 Цели и содержание технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования
22 Способы организации учебной деятельности студентов в проектируемой технологии формирования исследовательской компетенции
23 Роль контроля и оценки в технологии формирования исследовательской компетенции выпускника педвуза — педагога дошкольного образования
Глава 3 Экспериментальная проверка результативности технологии формирования исследовательской компетенции-у будущих педагогов дошкольного образования
31 Оценка исходного состояния исследовательской компетенции студентов факультетов дошкольного образования педагогических вузов
32 Ход и промежуточные результаты эксперимента по реализации технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования
33 Оценка и анализ результатов реализации в педвузе технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования

Введение:

Изменения, происходящие во всех сферах современного общества, порождают образовательную ситуацию, в которой личность педагога дошкольного образования, его профессиональное развитие приобретают особое значение. Высококвалифицированный педагог, способный самостоятельно находить нестандартные, принципиально новые инновационные решения профессиональных задач становится сегодня главной фигурой развития общества, так как необходимые изменения в сфере образования могут происходить только в том случае, если педагоги будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность с позиции исследовательского подхода.
Сказанное даёт основание утверждать, что сегодня системе дошкольного образования необходим педагог нового типа, обладающий способностью к глубокому изучению педагогических явлений, умеющий наблюдать, анализировать, делать выводы, критически оценивать результаты своей деятельности, выбирать стратегию поведения в той или иной учебно-воспитательной ситуации, генерировать новые идеи, гибко изменять способы взаимодействия с субъектами образовательного процесса, создавать условия, способствующие развитию воспитанников.
Исходя из того, что в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования мы постоянно сталкиваемся с процедурами педагогического исследования, а исследовательские действия, операции прочно вошли в состав обобщенных профессиональных умений педагога, следует говорить об исследовательской компетенции, которой в полной мере должен обладать педагог, чтобы успешно решать многочисленные исследовательские задачи.
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научно-исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Акцентируется она и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», и в «Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и других официальных документах [145; 227].
Однако результаты исследований В.И. Богословского, В.И. Загвязин-ского, И.А. Зимней, В.И. Кондрух, B.C. Лазарева, Н.М. Новикова, Н.Н. Став-риновой, Н.В. Сычковой, Н.М. Яковлевой и других ученых показали, что на сегодняшний день педагоги всех ступеней образования, в том числе и дошкольной, испытывают существенные затруднения, сталкиваясь с необходимостью решения стоящих перед ними исследовательских задач [52; 58; 78; 150; 216; 255]. По объективному заключению Е.В. Бережновой педагоги, в большинстве случаев оказываются не способны применять методы научного исследования; соблюдать логическую последовательность действий при проведении эксперимента; давать научное обоснование программе опытно-экспериментальной работы; осуществлять отбор способов её проведения и грамотно представлять результаты исследования [9].
В.И. Загвязинский, В.И. Кондрух, Н.М. Новиков, Н.Н. Ставринова, Н.В. Сычкова, Н.М. Яковлева и другие ученые подчеркивают, что причины такого положения кроются в сложившейся практике профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах, которая до сих пор тяготеет к той же фи-лософско-педагогической основе, что и на ступенях общеобразовательной школы. Не редко процесс обучения в вузе строится с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов, традиционных способов организации учебного процесса и направлен на накопление определенного количества знаний и умений, не способствует формированию опыта профессиональной исследовательской деятельности, а выносит решение этой задачи на послевузовский этап профессиональной подготовки.
На сегодняшний день остаются до конца неопределенными цель, содержание, совокупность способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающие подготовку будущих педагогов дошкольного образования к решению профессиональных исследовательских задач. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс в вузе при изначально имеющемся потенциале не нацелен на подготовку выпускника, способного к решению профессиональных исследовательских задач, то есть обладающего высоким уровнем исследовательской компетенции.
Для изменения существующего положения, по нашему убеждению, требуется создание специальной, теоретически обоснованной технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования. Это сложная практическая проблема, для успешного решения которой необходимо соответствующее научное знание, отсутствующее на данный момент в науке.
Вышеизложенное подтверждает наличие явного противоречия между потребностью развивающегося образования в педагоге дошкольного образования, владеющем исследовательской компетенцией, умеющем ставить и решать профессиональные исследовательские задачи, и возможностями системы высшего педагогического образования подготовить такого педагога, ---отсутствием в вузах научно обоснованной технологии формирования названной компетенции. Это обусловило актуальность нашего исследования и его проблему, связанную с определением научных оснований создания и реализации в педагогическом вузе технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования.
Цель исследования', разработка теоретически и экспериментально обоснованной технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования.
Объект исследования: процесс формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования в вузе.
Предмет исследования: технология (цель, содержание и способы взаимодействия субъектов образовательного процесса) формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования: формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования будет осуществляться успешно, если в педвузе будет создана и реализована теоретически обоснованная технология, в которой:
• определены общая цель формирования исследовательской компетенции и частные цели формирования её компонентов у будущего педагога дошкольного образования, являющиеся основой создания модели выпускника вуза;
• содержание образовательного процесса структурировано по предметно-деятельностному принципу с учётом междисциплинарной интеграции и представлено в виде интегрированной учебной программы;
• в освоении содержания учебной программы обеспечено рациональное сочетание традиционных и деятельностных способов взаимодействия субъектов образовательного процесса при формировании исследовательской компетенции;
• определены способы оценки и самооценки исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1) обосновать роль исследовательского компонента в деятельности современного педагога дошкольного образования;
2) проанализировать современные подходы к подготовке будущих педагогов дошкольного образования к решению профессиональных исследовательских задач;
3) разработать понятие «исследовательская компетенция» педагога дошкольного образования, выделить ее компонентный состав и критерии оценки;
4) создать модель выпускника педагогического вуза в части его исследовательской компетенции, основанную на комплексе исследовательских задач, решаемых педагогом дошкольного образования;
5) разработать теоретически обоснованную технологию формирования исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования, экспериментально проверить ее результативность.
Методологической основой исследования являются:
• концепция деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) в части разработки целей и содержания деятельностной технологии формирования исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования;
• деятельностный подход в образовании (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов,
A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) в части общих принципов учебной деятельности будущих педагогов дошкольного образования;
• компетентностный подход (В.И. Байденко, B.C. Лазарев, Э. Зеер, Э. Сы-манюк);
• положения методологии педагогического исследования (В.В. Краевский,
B.И. Загвязинский, В.И. Журавлёв, Н.М. Новиков и др.) в части принципов изучения образовательных процессов.
Теоретической основой исследования служат:
• культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) в части общего понимания психики человека и механизмов её развития;
• позиции материалистической диалектики (Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В Копнин, В.А. Лекторский и др.) в части понимания специфики исследовательской деятельности, исследовательской компетенции;
• общепедагогические и частнометодические положения (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, С.И. Гессен, В.И. Журавлёв, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, В.Я. Сластёнин и др.) в части общего понимания обучения, специфики его организации в высшей школе, а также способов его оптимизации с учётом современных требований дидактики высшей школы (педагогической теории обучения);
• положения по проектированию компетентностной модели выпускника, основанные на деятельностной парадигме образования (B.C. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева) в части разработки требований к результатам высшего образования, сформулированных в виде исследовательских компетенций;
• теория эксперимента (В.И. Загвязинский, B.C. Лазарев, Н.М. Новиков, Д. Кэмпбелл и др.) в части планирования и проведения эмпирического этапа исследования.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) и эмпирических (психолого-педагогический эксперимент, изучение и анализ документации и результатов деятельности студентов, беседа, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение) методов исследования, а также методы математической обработки данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2001 по 2008-годы вГОУ1ВПО «Сургутский государственный педагогический институт» (СурГПИ), где осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. В 2005 году учреждению присвоен статус университета (СурГПУ).
Основные этапы исследования:
Первый (аналитический) этап (2001 гг.) был посвящён анализу роли исследования в профессиональном труде современного педагога дошкольного образования, изучению состояния профессиональной подготовки к исследовательской деятельности будущих организаторов методистов дошкольного образования, анализу теоретико-методической базы формирования у будущих педагогов исследовательской компетенции, постановке проблемы исследования.
Второй (теоретический) этап (2001 - 2002 гг.) связан с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к определению основных понятий исследования, компонентного состава исследовательской компетенции, методологических оснований создания и реализации в педвузе технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования.
На третьем (проектировочном) этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялась разработка теоретически обоснованной технологии формирования исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования, создавалась модель выпускника вуза в части его исследовательской компетенции, проводилась корректировка учебных планов, программ, создавались авторские курсы.
Четвёртый (экспериментальный) этап (2003 — 2008 гг.,) был посвящен реализации в педвузе разработанной технологии формирования исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования,- проверке её результативности, обработке и обобщению результатов исследования, оформлению материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
1) разработано понятие исследовательской компетенции как единства когнитивного, ориентировочного, операционального компонентов способа решения значимых в профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования исследовательских задач;
2) создана модель выпускника педагогического вуза в части его исследовательской компетенции, включающая в себя содержательную характеристику каждого из ее компонентов необходимых для решения конкретных исследовательских задач, возникающих в образовательной практике.
3) разработана теоретически и экспериментально обоснованная технология формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования, включающая:
• общую цель формирования исследовательской компетенции студентов и частные цели формирования её компонентов;
• структурированное по предметно-деятельностному принципу содержание, представленное в виде интегрированной учебной программы с серией специализированных курсов и практикумов: «Введение в педагогическое исследование», «Практикум научной речи», «Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента», «Культура научного исследования», «Методы исследования в образовательной практике» и др;
• традиционные и деятельностью способы взаимодействия субъектов образовательного процесса при формировании исследовательской компетенции;
• способы оценки и самооценки исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования. Разработанное понятие исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования как многоуровневой структуры компонентов, а также созданная теоретически обоснованная технология её формирования у студентов педвуза вносят вклад в общую теорию высшего педагогического образования и углубляют разрабатываемую в ней идею творческой, исследовательской, инновационной самореализации современного педагога.
Практйчёская значим оcmь Ъсследованйя состоит в возможности использования созданной технологии формирования исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования и укрепляющего её значимость учебно-методического сопровождения (модель педагога, учебная программа, учебно-методические пособия и рекомендации; оценочный инструментарий; программы авторских специализированных курсов и практикумов) для решения задач профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений к исследовательской деятельности. Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки педагогов дошкольного образования в педагогических вузах, колледжах, училищах, а также в системе повышения профессиональной и научной квалификации педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Надежность и достоверность представленных в диссертации результатов обеспечивается их опорой на надёжные теоретико-методологические положения, логическим соответствием цели, задач, гипотезы исследования и комплекса методов исследования, использованием надежных экспериментальных планов и программ, обеспечением достаточного объема выборки испытуемых для применения этих методов.
На защиту выносятся:
• понятие исследовательская компетенция выпускника вуза, определяемое как комплекс качеств необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта исследовательской деятельности и рассматриваемое как единство когнитивного, ориентировочного, операционального компонентов и опыта, обеспечивающих ему способность решать исследовательские задачи, значимые в профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования;
• модель выпускника будущего педагога дошкольного образования, в части его исследовательской компетенции, включающая в себя содержательную характеристику каждого из ее компонентов (совокупность знаний и понятий, ориентировочных и исполнительских умений, опыта их применения), необходимых для решения конкретных исследовательских задач, возникающих в образовательной практике.
•теоретически и экспериментально обоснованная технология формирования исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования предусматривающая:
• общую цель формирования исследовательской компетенции студентов и частные цели формирования её компонентов;
• структурированное по предметно-деятельностному принципу содержание образовательного процесса, представленное в виде интегрированной учебной программы с серией специализированных курсов и практикумов:
Введение в педагогическое исследование», «Практикум научной речи», «Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента», «Культура научного исследования», «Методы исследования в образовательной практике» и др.;
• традиционные и деятельностные способы взаимодействия субъектов образовательного процесса при формировании исследовательской компетенции;
• способы оценки и самооценки исследовательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теоретических основ дошкольного и начального образования, общей педагогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета (Сур-ГПУ), научно-практических конференциях и семинарах международного, всероссийского, регионального, окружного, межвузовского и внутривузов-ского уровней.
Результаты исследования нашли свое отражение в методических рекомендациях, научных статьях, докладах диссертанта. Материалы исследования используются в учебно-воспитательном процессе факультета дошкольного, начального, музыкального, изобразительного образования СурГПУ, на занятиях со слушателями курсов повышения квалификации педагогов Ханты — Мансийского автономного округа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (257 источников, в том числе 3 на иностранном языке). Текст работы иллюстрирован таблицами, диаграммами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 188 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz