Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Формирование игровой культуры социального педагога. Бибарцева, Татьяна Сергеевна бесплатно
00:05
Скачать Формирование игровой культуры социального педагога. Бибарцева, Татьяна Сергеевна бесплатно
Формирование игровой культуры социального педагога

Диссертация

Автор: Бибарцева, Татьяна Сергеевна

Название: Формирование игровой культуры социального педагога

Справка: Бибарцева, Татьяна Сергеевна. Формирование игровой культуры социального педагога : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 1996 178 c. : 61 97-13/271-0

Объем: 178 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1996


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ2-
Глава 1 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ
11 Профессиональная игровая культура в социально-педагогических играх' 9
12 Креативный потенциал и обучающий характер игрового процесса29
13 Игровое общение как цель и средство обучения социального педагога46
14 Игровые методики в подготовке социальных педагогов^59
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
21 Специфика организации игрового учебного тренинга 78
22 Принципы моделирования игровых приемов92
23 Пути адаптации игровых приемов к решению социально-педагогических задач1И
2 4 Эффективность игровой деятельности социального педагога /итоги формирующего эксперимента/125

Введение:

Изменения в социальной, культурной, экономической, политической и других областях жизнедеятельности общества обусловили принципиально новую ситуацию на рынке труда, в частности, и в системе подготовки кадров социокультурной сферы. С одной стороны, существующая номенклатура специальностей не в полной мере учитывает складывающийся спрос на специалистов, что приводит как к падению престижа высшего гуманитарного образования, так и невостребованности специалистов. С другой стороны, в обществе возникла необходимость создания новых социальных институтов и их кадрового обеспечения. Если раньше выпускники вузов культуры поступали в распоряжение системы культурно-просветительных учреждений, то сегодня образовалось немалое количество новых структур, которым требуются квалифицированные кадры. Обществу необходимы социальные работники, ориентированные на культурно-воспитательную деятельность с мигрантами и беженцами; педагоги-референты по работе с семьей; специалисты в области дополнительного и неформального образования; социальные педагоги по работе с педагогически запущенными подростками в специальных учреждениях по коррекции и социальной адаптации и другие. Это, в свою очередь, обусловливает качественно иные требования к уровню профессиональной подготовки всех категорий специалистов, в том числе и социальных педагогов.
Отказ от регламентированных форм и методов организации досуга предопределяет, во-первых, необходимость творческого поиска новых видов социально-досуговой деятельности, заставляет интенсивнее вводить в систему знаний, умений и навыков специалиста технологии, способствующие решению личностных и социальных проблем, во-вторых, предъявляет особые требования к личностным качествам социального педагога - инициативность, гибкость, коммуникабельность, установку на творческий труд, способность к мобильной переориентации в рамках профессии с минимальным сроком адаптации. Это диктует необходимость универсальной подготовки профессионала, умеющего видеть реальные проблемы и источники их возникновения, владеть приемами их разрешения, быстро ориентироваться в любой социальной обстановке.
Все это предполагает существенное изменение не только целей, задач, содержания, но и методов обучения социальных педагогов. В их системе особое место занимают игровые методы, которые, с одной стороны, максимально способствуют формированию и развитию творческих начал личности социального педагога, а с другой вооружают специалиста наиболее эффективными для социальной работы технологиями. В этой связи уровень игровой культуры социального педагога является одним из интегральных критериев профессиональной оценки и залогом его успешной деятельности. Соответственно, формирование игровой культуры социального педагога выступает в качестве необходимого и универсального аспекта его профессиональной подготовки.
Таким образом, основная проблема игровой подготовки социальк ного педагога, в полной мере соответствующая специфике объектной области данной профессии, заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом игры и мерой его реализации как в системе подготовки специалистов, так и в их практической деятельности.
Цель исследования; разработка целостной концепции формирования игровой культуры социального педагога и соответствующих обучающих методик и профессиональных технологий.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач;
1. Обосновать сущность игровой культуры как составляющего элемента общей культуры личности и необходимого фактора профессиональной подготовки социального педагога.
2. Выявить основные компоненты профессиональной игровой культуры.
3. Изучить креативные и обучающие потенциалы игрового процесса.
4. Обосновать роль игрового общения в подготовке и профессиональной деятельности социального педагога.
5. Разработать систему и этапы игрового тренинга по творческому овладению профессиональными игровыми технологиями.
6. Апробировать в рамках формирующего эксперимента эффективность разработанной системы учебно-тренировочных занятий.
Объект исследования: игровая культура специалиста социально-педагогического профиля.
Предмет исследования; условия формирования игровой культуры будущих социальных педагогов в системе вузовской подготовки.
База исследования: Санкт-Петербургская государственная Академия культуры.
В основу исследования положена гипотеза, суть которой нашла выражение в системе следующих предположений:
1. В силу специфики объектной профессиональной области социального педагога в качестве важнейшего фактора успешности его деятельности выступает игровая культура.
2. Формирование игровой культуры будущего социального педагога в системе высшего образования может быть эффективным в том случае, если, во-первых, игровые способы обучения будут адекватны профессиональным технологиям; во-вторых, теоретические знания в области игры и воспитательных возможностей игрового досуга будут дополнены системой комплексных учебно-тренировочных занятий по отработке универсальных технологических умений и навыков игровой деятельности; в-третьих, учебный процесс, помимо обучения конкретным игровым технологиям, будет обеспечивать формирование психолого-педагогической установки на их творческое применение в социальной среде в соответствии с нравственно-этическими нормами профессии.
Методологическую основу диссертации составили идеи, концепции, положения в области философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, социально-культурной деятельности, рассматривающие игру как полифункциональный и многоаспектный феномен, стимулирующий творческую активность человека и сопутствующий его профессиональному и личностному развитию.
В связи с междисциплинарным характером исследования автором изучались как труды ученых-теоретиков, так и практические разработки специалистов-прикладников из различных отраслей педагогики и л искусствознания. Так теоретические разработки в области происхождения игры, предпринятые Г.Спенсенром, К.Бюлером, К. Гроссом, Ф.Бейтендейком, М.Лацарусом, С.Л.Рубинштейном и другими, легли в основу обобщений основных сущностных характеристик игры.
Обоснованием для использования игры в качестве средства обучения стали работы педагогов и психологов: Я.Коменского, А.И.Си-корского, Н. Д. Ушинского, Д. А. Колоцца, Ж. Пиаже, В. Г. Марца, А. Н. Леонтьева, Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина, С.А.Шмакова и других.
На формирование представлений о гуманистичекой сущности педагогического игрового процесса повлияли труды Платона и Аристотеля, Ф.Фребеля и Ф. Шиллера, Е. А. Покровского и Й.Хейзенги, наших современников - П.М.Ершова, Т.А.Апинян и многих других.
Особое место в изучении технологий игровой деятельности заняли работы К.С.Станиславского, Э.Берна, М.И. Кнебель, Д. Карнеги, Р. Бендлера и Дж.Гриндера, а также методики современных педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, В.Ильина, В.Ф.Шаталова и других.
Среди современных научных исследований, посвященных изучению различных аспектов творческих игр, их влиянию на становление качеств личности различных категорий и групп населения, следует назвать работы Д. Б. Богоявленской, А.П.Ершовой, Л.М.Ивановой, А.А.Ко-новича, А. И. Ткаченко, Е. А. Тупичкиной, Г\ И. Камаевой.
Возможностям игры, как школе межличностного общения, и общению, как игровому творческому процессу, значительное место в своих трудах отводят М. С. Каган, И. С, Кон, В, Леви, Г. Л. Лэндрет. Эта тема присутствует в диссертационных исследованиях в области социально-культурной деятельности в работах Б.С.Сейфулаева, М.С.Лисиной, Л.И.Новиковой, Л.Н.Лазаревой, В.Д.Пономарева, Е.С,Протанской.
При работе над диссертацией использовались следующие методы:
• Теоретического анализа философских, исторических, психологических, педагогических, культурологических и других научно-методических и публицистических литературных источников.
• Наблюдения за деятельностью социальных педагогов культур-но-досуговой сферы и их опрос.
• Синтеза теории и практики в целях обоснования системы учебно-тренировочных игровых занятий на основе выявленных и обозначенных принципов игрового моделирования.
• Формирующего эксперимента, включившего в себя два блока л различных по целям и формам опросов студентов и экспертную оценку их игровых навыков на различных этапах практической деятельности.
Научная новизна исследования заключается: а) в обосновании игровой культуры как важнейшей составляющей профессиональной подготовки социального педагога и критерия личностного развития; б) в выявлении креативного и обучающего потенциала игры; в) обосновании доминирующей роли игрового общения как элемента профессиональной игровой культуры социального педагога.
Практическая значимость результатов исследования состоит в уточнении профессиограммы социального педагога, где среди профессиональных качеств специалиста, наряду с педагогическими, социально-психологическими, экономическими, правовыми и иными аспектами, важной составной частью обоснована его игровая культура; в разработке и апробации системы учебно-игрового практического тренинга как фактора, стимулирующего творческие способности студентов, и средства поэтапного обретения ими основ профессиональной игровой культуры; в разработке игрового приема как унифицированной единицы учебного тренинга и возможностей его моделирования на основе единых принципов.
На защиту выносятся: 1. Теоретические положения:
• Игровая культура социального педагога представляет собой комплекс сформированных в процессе обучения универсальных технологических игровых приемов, а также нравственно-этических установок, предполагающих ответственное применение игровых средств в профессиональной деятельности.
• Требования к высокому уровню игровой культуры социального педагога обусловлены спецификой объекта его профессиональной деятельности и должны обеспечиваться в системе вузовской подготовки,
• Игровые методы в силу своих полифункциональных, творческип-рикладных характеристик способны выступить в качестве обучающего средства подготовки студентов к профессиональной деятельности в социальной сфере. Поэтому формированию навыков игрового общения как ведущего средства педагогического воздействия в процессе учебного тренинга должно уделяться особое место.
• Игровой учебный тренинг способен параллельно обеспечить как комплексно-прикладную, так и индивидуально^творческую подготовку будущего специалиста.
• Игровой прием может рассматриваться в качестве унифицированной единицы учебного тренинга при условии обозначения единых принципов его моделирования.
2. Методика формирования игровой культуры социального педагога, включающая; а) принципы моделирования игровых приемов; принцип контрастности игрового материала; принцип информативности и повторяемости; принцип персонифицированно-образной идентификации; принцип эмоционально-стрессового погружения в игровую ситуацию; принцип взаимодействия и взаимодополняемости 11 игровых миров" (реального и ирреального); принцип ассоциативно-образного мышления; принцип "семантической парадоксальности" вербального материала; принцип проваци-рующего игрового диалога; принцип комплиментарности коммуникативного пространства игры; принцип свободного сюжетно-ролевого самоопределения. б) учебные задачи по формированию установки на игровое взаимодействие с предполагаемыми социальными партнерами: стимулированию творческих способностей обеих сторон и выводу игрового мастерства на уровень, при котором педагогические цели идентифицируются участниками с индивидуальными потребностями, в) пути адаптации игровых приемов учебного тренинга к решению социально-педагогических задач, расширяющие экспериментальное поле для индивидуальной творческой деятельности будущих специалистов; изменение правил игры в соответствии со спецификой социально-педагогических задач; сюжетное обновление игрового материала и реквизита; ролевая модификация. г) количественные и качественные критерии формирования игровой культуры социального педагога: способность к мобильному востребованию образа; оптимальному существованию в возможных стрессовых ситуациях игры; способность к ассоциативно-образному мышлению; умение свободно манипулировать реальным и метафорическим игровым пространством и словом; умение проектировать диалогические ситуации и обеспечивать комплиментарноеть игрового поля; способность к ролевой многофункциональности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 104 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz