Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:30
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса: вторая половина XV - начало бесплатно
02:33
Скачать Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса: вторая половина XV - начало бесплатно
Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса: вторая половина XV - начало XVI вв.

Диссертация

Автор: Рябский, Александр Вячеславович

Название: Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса: вторая половина XV - начало XVI вв.

Справка: Рябский, Александр Вячеславович. Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса : вторая половина XV - начало XVI вв. : диссертация кандидата архитектуры : 18.00.01 / Рябский Александр Вячеславович; [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т] - Москва, 2009 - Количество страниц: 173 с. Прил.(235 с.: ил.) Москва, 2009 173 c. :

Объем: 173 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1 ФОРМИРОВАНИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ РАННЕГО ВЕНЕЦИАНСКОГО РЕНЕССАНСА
11 Истоки раннего венецианского Ренессанса
12 Архитектура в манере «all'antica» и политика венецианского государства
13 Культовая венецианская архитектура — проводник ренессансных идей
14 Аристократические резиденции раннего венецианского Ренессанса
Примечания
2 ВЕНЕЦИАНСКИЕ МАСТЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-НАЧАЛА
XVI ВЕКОВ
21 МауроКодусси
22 Пьетро и Туллио Ломбардо (Солари)
Примечания
3 АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ
ФОРМЫ МАНЕРЫ «ALL'ANTICA», ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ
31 Ордерный декор
32 Цветная плоскость и монохромная пластика
33 Триумфальная арка
34 Бифорий
35 Структура купол на парусах и греческого креста
Примечания

Введение:

Архитектура раннего венецианского Ренессанса представляется примечательным явлением, сформировавшимся на перекрёстке нескольких культурных и архитектурно-строительных традиций. На архитектуру Венеции в меньшей степени, чем в других городах Италии, влияли классические формы зодчества, так как в городе не присутствовало древнеримских руин. Немалое воздействие в X — XIV веках оказывала византийская архитектурно-строительная традиция с её аркадами, мозаиками и пространственными решениями культовых сооружений, а, кроме того, вплоть до середины XV века в Венеции преобладали позднеготические архитектурно-художественные традиции.
Во второй половине XV века в городе стали появляться сооружения в манере «аН'апйса» («в духе древних»), архитектура которых подражала произведениям античности. Однако при этом сама «древность» не была отчетливо идентифицирована. Так, например, во Флоренции, как и во многих других частях Италии, раннеренессансные архитекторы обращались к формам пре-готических сооружений, чаще всего к постройкам романской архитектуры. В Венеции византийские по происхождению здания нередко понимались как поздние памятники античной эпохи. К концу XV столетия новая архитектурная стилистика «в духе древних» все более осознанно использовалась многими венецианскими мастерами, однако, рассматривая их постройки, ещё трудно говорить о полностью сложившихся ренессансных архитектурных принципах.
Тем не менее, архитектура раннего венецианского Ренессанса сыграла важнейшую роль в процессе распространения архитектурной культуры итальянского Возрождения за пределами самой Италии. С. С. Подъяпольский и многие другие исследователи в своих работах уделяли значительное внимание связи архитектуры раннего венецианского Ренессанса с московским каменным зодчеством рубежа XV — XVI веков, и эта проблема ещё не исчерпана историками русской архитектуры.
Определить своеобразие архитектуры раннего венецианского Ренессанса представляется довольно трудным. В постройках, которые итальянские исследователи относят к произведениям в манере «all'antica», обнаруживается разная структура плана и внутреннего пространства. Также нельзя сказать, что и орнаментальный декор везде один и тот же. Следуя близкой стилистике, он постоянно трансформируется и приспосабливается к геометрическим формам, которые он покрывает, переживая превращения, небезынтересные для истории зодчества.
Венецианская архитектура второй половины XV — начала XVI веков и её представители, - Мауро Кодусси [Mauro Codussi], Пьетро Ломбардо [Pietro Lombardo], Туллио Ломбардо [Tullio Lombardo] и другие мастера вызывали большой интерес у отечественных историков архитектуры: C.B. Шервинского, Н.И. Брунова, С.С. Подъяпольского, Д.О. Швидковского и В.В. Седова. Однако следует сказать, что зарубежная историография по данному вопросу более обширна. Архитектуре раннего венецианского Ренессанса посвящено множество статей, монографий и научных изысканий итальянских, английских, американских и других авторов, которые до сих пор остаются не переведёнными на русский язык.
Так, уже в середине XVII столетия в записях Франческо Сансовино [Francesco Sansovino] встречаются описания некоторых венецианских построек в манере «all'antica», возведённых на рубеже XV-XVI веков, упоминается их автор Моро Ломбардо [Moro Lombardo]. В 1771 году в Венеции было издано критическое описание венецианского архитектора Антонио Визентини [Antonio Visentini], в котором автор выявляет «ошибки и неточности», вероятно, с точки зрения классического канона, отдельных венецианских построек, а также упоминает их авторов, среди которых Пьетро Ломбардо и Моро де Мартин [Moro de Martin]. Более полное изображение раннеренессансной венецианской архитектуры, хотя и с хронологическими неточностями, можно обнаружить в труде историка венецианской архитектуры XVIII века Томазо Теманца [Tomazo Temanza], который в заключение своей работы пришёл к важному для дальнейшего исследования выводу: Моро и Ломбардо - это два разных человека. При этом Теманца пишет, что полное имя первого - Моро Кодуксис [Moro Coducsis]. Примерно шестьдесят лет спустя Франческо Дзанотто [Francesco Zanotto] делает попытку идентифицировать автора нескольких венецианских сооружений как Мауро Бергамаско [Mauro Bergamasco] - Мауро из города Бергамо.
Однако лишь в конце XIX столетия Пьеро Паолетти [Piero Paoletti] после продолжительной работы в архивах окончательно проясняет биографию венецианских мастеров, работавших во второй половине XV - начале XVI вв. Паолетти выявил связь между различными именами, определяя, что Моро Кодуксис, Моро де Мартин, Мауро из Бергамо и другие имена относятся к одному и тому же человеку, и попытался описать биографию этого архитектора, имя которого Паолетти определил как Мауро Кодусси. Также автор впервые составил систематизированный и хронологически точный каталог венецианских построек в манере «all'antica».
В 1921 году, участвуя в работах по реконструкции церкви Санта Мария Формоза [Santa Maria Formosa] и исследуя её конструктивные особенности, Джорджо Паванелло [Giorgio Pavanello] попытался определить архитектурные и конструктивные элементы, задуманные Мауро Кодусси, то есть впервые была предпринята попытка анализа архитектурного языка этого мастера. Спустя пятьдесят лет Роберт Либерман [Robert Lieberman] в своём диссертационном исследовании, посвящённом церкви Санта Мария дей Мираколи [Santa Maria dei Miracoli], документально доказывает авторство этой постройки Пьетро Ломбардо и его мастерской, а также подробно опиоывает декоративные и конструктивные элементы этой церкви, проводя параллели с раннеренессансными сооружениями в других городах Италии.
В 1977 году Лионелло Пуппи [Lionello Puppi] совместно с Лоредана Оливато [Loredana Olivato] выпустили фундаментальную монографию, посвящённую Мауро Кодусси и архитектуре раннего венецианского Ренессанса в целом. Этот труд представляет собой наиболее полное и систематизированное исследование венецианской архитектуры второй половины XV - начала XVI столетий, в котором подробнейшим образом разбираются все постройки Мауро Кодусси, а также документально обосновывается и уточняется его жизненный и творческий путь. В завершении этой монографии авторы приводят перечень исторических документов как иллюстративных, так и текстовых, на основе которых было проведено данное исследование.
Годом позже в своей статье, в которой описываются архитектурно-конструктивные приёмы внутренних лестниц таких венецианских сооружений, как скуола Гранде ди Сан Марко [scuola Grande di San Marco] и скуола Сан Джованни Эванджелиста [scuola di San Giovanni Evangelista], П. Сом [P. S ohm] приходит к выводу, что Кодусси и Пьетро Ломбардо неоднократно работали вместе, причём внутренняя лестница в скуоле Гранде ди Сан Марко является замыслом именно последнего. В 1982 году тот же автор издаёт монографию, посвящённую скуоле Гранде ди Сан Марко, где приводится множество исторических документов, отчасти заимствованных из исследования Лионелло Пуппи, подтверждающих то, что изначально её строительством руководил Пьетро Ломбардо совместно с Джованни Буора [Giovanni Buora], а затем на должность руководителя строительных работ был приглашён Мауро Кодусси. Интересно то, что в этой книге П. Сом сравнивает архитектурно-строительные подходы Ломбардо и Кодусси.
Однако подобное сравнение или даже противопоставление архитектурно-художественных языков двух мастеров можно обнаружить в более полной форме и в книге Джона МакЭндрю [John McAndrew], изданной в 1980 году Следует отметить, что этот труд, наряду с тем, что в нём подробно описаны практически все венецианские постройки второй половины XV - начала XVI веков, даёт цельное представление об архитектуре раннего венецианского Ренессанса и о её представителях. Тем не менее, работа носит обзорно-анлитический характер и обобщает итоги предшествовавших исследований по данной тематике, не внося в научный обиход обширного нового материала.
Подобные обзорные работы, хотя и меньшего масштаба, проводились и в конце 90-х годов XX века. Так, в 1995 году в своей книге «Венеция и Ренессанс» Манфредо Тафури [Manfredo Tafiiri] в основном уделяет внимание общей культурной и архитектурной обстановке, сложившейся в Венеции на рубеже XV-XVI веков, а детально разбирает лишь архитектурное своеобразие церкви Сан Сальваторе [chiesa di San Salvatore]. Р. Мартинис [R. Martinis] в своей статье 1998 года, благодаря появлению новых исторических документов, в новом ракурсе рассматривает архитектуру палаццо Лоредан-Вендрамин-Калерджи [palazzo Loredan-Vendramin-Calergi] и окончательно доказывает авторство Мауро Кодусси.
Несмотря на обилие научных изысканий по данной теме, ни в одном из них нет детального исследования этапов формирования архитектурного г языка и композиционно-пространственных приёмов манеры «all'antica», а также причин возникновения того или иного специфического архитектурно-декоративного элемента, характерного для венецианской архитектуры второй половины XV - начала XVI веков, что позволяет обратиться к этим вопросам и делает данное диссертационное исследование актуальным.
Таким образом, объектом исследования является венецианская архитектура второй половины XV - начала XVI веков, созданная в «манере древних», говоря современным языком - в духе раннего Ренессанса.
Предметом исследования является деятельность и произведения таких венецианских архитекторов раннего Возрождения, как Мауро Кодусси (Кодуччи), Пьетро Ломбардо (Солари) и их современников.
Цель исследования состоит в выявлении архитектурно-художественного своеобразия венецианских сооружений, возведённых во второй половине XV
• начала XVI веков и путей развития архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса.
Для достижения цели диссертационного исследования в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) Определить предпосылки и причины возникновения архитектуры «в духе древних» - манеры «аП'апйса» в Венеции середины XV столетия и её распространения в Венеции;
2) Рассмотреть творчество наиболее ярких представителей венецианской архитектуры второй половины XV — начала XVI веков - Мауро Кодусси и Пьетро Ломбарде, а также приближенных к ним мастеров;
3) Выявить характерные для каждого автора приёмы и принципы, пространственные решения, и специфику декора, рассматривая сооружения, возведённые в городе во второй половине XV — начале XVI веков, авторами которых они являлись;
4) Определить характерные архитектурные модели и элементы, которые присутствуют в сооружениях, возведённых в манере «аП'апйса» и, основываясь на них, понять архитектурно-строительный «словарь» венецианского зодчего раннего Ренессанса;
5) Проследить трансформацию и приспособление элементов этого «словаря» венецианскими мастерами при решении архитектурно-конструктивных задач, возникавших при возведении того или иного сооружения на разных этапах формирования архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса, раскрывая его художественное своеобразие;
Выбор целей и задач определили методологию исследования, основанную на использовании историко-культурного и архитектурно-искусствоведческого анализа. Первый подразумевает изложение различных аспектов культурной среды формирования нового художественного языка раннего венецианского Ренессанса, выявление этапов его развития и определение основных принципов, характерных как для всего явления раннего ренессанса в Венеции в целом, так и для отдельно взятых мастеров, работавших в тот период в городе. Архитектурно-искусствоведческий анализ предусматривает использование иконографического и формально-стилистического методов исследования.
Результаты данного диссертационного исследования раскрывают причины возникновения специфических архитектурно-конструктивных приёмов и элементов декора раннего венецианского Ренессанса. В отечественном искусствознании данная работа представляет собой первое подробное исследование, посвященное изучению деятельности и художественного языка венецианских архитекторов второй половины XV - начала XVI веков, основанное на первоисточниках. Материалами исследования явились памятники венецианской архитектуры рубежа XV-XVI вв., которые изучались автором в натуре во время научно-практической стажировки, а также архивные и литературные источники. Выбор темы даёт возможность проследить один из важнейших этапов в истории венецианской архитектуры и истоки её характерных особенностей, предпосылки его воздействия на другие архитектурные школы, включая московскую.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов историками искусства, архитектуры и культуры в педагогической практике. При этом данное исследование позволяет рассматривать в новом ракурсе, вслед за исследованиями С.С. Подъяпольского, проблемы связи венецианской архитектуры XV столетия с каменным зодчеством Московской Руси рубежа XV - XVI веков.
Диссертационное исследование состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трёх глав. Текст сопровождается примечаниями и библиографией. Общая структура работы определена целями и задачами исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 138 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz