Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 12:11
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Неволина, Ирина Яковлевна бесплатно
04:49
Скачать Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Неволина, Ирина Яковлевна бесплатно
Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя

Диссертация

Автор: Неволина, Ирина Яковлевна

Название: Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя

Справка: Неволина, Ирина Яковлевна. Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Краснодар, 2000 168 c. : 61 00-13/1319-9

Объем: 168 стр.

Информация: Краснодар, 2000


Содержание:

1 Формирование гуманитарно-эстетической культуры бую1цего учителя как педагогическая проблема
11 Сущность и структура гуманитарно-эстетической культуры педагога
12 Возможности вуза и воспитании гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя
13 Мотивация эмоционально-эстетического отношения к искусству как фактор формирования гуманитарно-эстетической культуры
2 Основные направления формирования гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя
21 Эстетизация учебного процесса в вузе
22 Включение студентов в творческую эстетически направленн5ао деятельность
23 Формирование гуманитарно-эстетической культуры в досуговой деятельности
24 Индивидуальный подход при формировании гуманитарно-эстетической культуры
Список использованных источнгасов

Введение:

Новая политическая концепция общества усилила со1щальную значимость образования и вызвала необходимость в его качественном обновлении. Источником последнего выступает культурологическая направленность образования. Она, в свою очередь, тесно связана с его гуманизацией и гуманитаризацией. В педагогической науке эти проблемы рассматриваются в одном из главных аспектов формирование человека-культуры как цель образования. Это существенно изменяет всю систему профессиональной подготовки будущего специалиста, особенно учителя, так как именно он выполняет социальную миссию сохранения и развития культуры через воспитание человека культуры и целого поколения.В данном направлении интенсивно ведутся исследования в различных областях знания. Философские труды касаются вопросов нового гуманистического статуса человека в современном обществе, инновационных перемен в социокультурной С1юде, в том числе и в образовании. В связи с этим рассматриваются проблемы интеграции человека в культуру (А.Ф. Лосев, П.С. Гуревич), диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер), сущности человека культуры как духовной личности (В.И. Григорьев, О.Н. Крутова), культурных смыслов образования (П.А. Флоренский, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Жданов).В основе этих концепций лежит понятие культуры как синтеза отнощений человека к обществу, природе, самому себе (А.Т. Бочаршвили, О.И. Джиоева и др.), как системы норм и требований общества к деятельности человека (А.К.
Уледов), как аспекта самой деятельности (Э.С. Маркарян).Общим психолого-педагогическим вопросам подготовки специалиста в сторону усиления ее культурологической направленности посвящены труды А.А. Реана, В.А. Шкуратова, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др.Рассмотрены хуманистические начала культзфы педагогических отношений, механизм их перехода в личностные.Проблема гуманизации и гуманитаризации вузовского образования во взаиj | мосвязи с эстетической направленностью обучения косвенно затрагивалась ис* # следованиях М.Б. Атласова, Г.А. Бордовского, М.С. Игнатенко, В.В. Серикова, f Н.А. Элек и др. Раскрыты теоретические предпосьшки эстетизации профессионального обучения в педагогическом вузе Е.В. Вятковской, Л.И. Рувинским, Л.Ф. Спириным и др. Выявлены условия развития у студентов общих творческих, в том числе, и эстетических способностей (М.В. Арапов, Э.А. Гришин, В.Г. Мозгот и др.). Определены эстетические и воспитательные возможности гз^анитарных предметов в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства (М..Л. Еликов), учителей дисциплин естественнонаучного цикла (В.Т. Ащепков, И.М. Титова).Отдельно рассмотрены проблемы формирования педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова и др.); гуманитарной культуры (Л.И. Харченкова); эстетической культуры во взаимосвязи с широкой проблемой эстетизации образования (М.А. Верб). Психологические предпосылки их формирования у буд>тцего учителя в профессиональной творческой деятельности обоснованы в работах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, А.В. Петровского, Г.С. Сзособской и др.Вопрос формирования гуманитарно-эстетической культуры как целостного интегративного профессионально-личностного образования у будущего специалиста пока еще не нашел полного освещения в науке и в практике отражен недостаточно. Это обусловило выбор темы настоящего исследования, проблема которого заключается в определении научных основ целостного процесса формирования гуманитарно-эстетической культуры как интегративного профессиональноличностного образования. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.Объект исследования: гуманитарно-эстетическая культура студентов педагогического вуза.Предмет исследования; процесс ее форми{ювания в учебной и во внеаудиторной деятельности.Гипотеза исследования. Поскольку педагогическая деятельность гуманистична по своей сущности, творческая по способу осуществления, эстетична по ^ форме выражения, то она требует, вероятно, от будущего педагога таких лично* стных достижений, которые в совокупности составляют гуманитарно^ ' # Ш # эстетическую культуру. А так как последняя отражает развитость всей системы ^профессионально значимых личностных качеств, то, по-видимому, она составляет ядро целостной профессионально-педагогической культуры будущего педагога.Следовательно, гуманитаризация, гуманизация и эстетизация вузовского обучения культурологически взаимообусловлены и должны стать ведущими направлениями формирования исследуемого качества.Тогда взаимосвязь базовой профессиональной подготовки и активного эстетического творчества студентов, предположительно, актуализирует у них потребность в непрерывном эстетическом самосовершенствовании как основного показателя культуры человека.Если реализовать культурологический потенциал вуза и возможности студента в различных видах деятельности, то эстетическое творчество одновременно становится ведущим условием формирования у него гуманитарно-эстетической культуры.Цель, гипотеза исследования и поставленная проблема потребовали решения ряда задач: , - раскрыть сущность гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя как профессионально личностного качества; - дать ее содержательно-структурную ^^рактеристику, - определить функциональную значимость гуманитарно-эстетической культуры в системе профессиональной подготовки; - выявить возможности вуза в формировании гуманитарно - эстетической культуры будущего учителя; - определить основные направления инновационных преобразований в вузовской подготовке специалиста в аспекте исследования.Методологической основой исследования выступают философские учения о прекрасном, его роли в жизни человека, об искусстве как ценности и ценностном отношении к нему; теория креативности личности и ее творчества на основе отр^сательной природы эстетического; педагогические концепции гуманизации и m гуманитаризации образования и самообразования личности в процессе ее преобразующей творческой деятельности. ••т •i б Методика исследования носила комплексный характер и включала в себя следующие методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью, анализ самохарактеристик студентов и продуктов их творческой деятельности, анализ образовательных стандартов и учебных программ, обобщение опыта работы вузов.На основе анализа научной литературы определились исходные позиции исследования: 1. Педагогическая деятельность предполагает ориентацию будущего учителя на единство этики и эстетики во взаимоотношениях с окружающими.2. Оссонанное отношение студента к гуманитарной и эстетической сторонам педагогической деятельности обеспечивает высокий уровень связанного с ней профессионального творчества будущего учителя.3. Гуманитарно-эстетическое начало выступает основополагающей характеристикой творчтетва.4. Педагогически направленная эмоциональная восприимчивость к эстетической и творческой деятельности обогащает знание о мире, о с^е, обусловливает нравственно-оценочное отношение и способы его вьфажения в конкретных действиях и поступках.5. Потребность будущего учителя в эстетически направленном творчестве в соответствии с его возможностями и способностями - ведущий фактор развития профессиональной культуры.База исследования: Армавирский государственный педагогический институт, его Славянский филиал, детская база отдыха "Смена" (г. Анапа).Этапы исследования. На первом этапе (1991-1993 гг.) осуществлялся анализ философской и психолого-педагогической литературы непосредственно по рассматриваемой и см^шым проблемам, изучался опыт работы вузов, определялся научный аппарат исследования, намечались исходные позиции автора, проводился констатирующий эксперимент и намечалась программа формирующего.На втором этапе (1994 -1996 гг.) на основе исходных данных эксперимента разрабатывались и внедрялись в учебный процесс культурологические програм• ) # т Р МЫ "Музыка", "Хореография" на всех факультетах первого курса. Изменялась по содержанию внеаудиторная и творческая досуговая деятельность студентов.На третьем этапе (1996-1998) качественно изменялась методика обучения, разрабатывались новые программы курсов дополнительной специализации "Музыка и пение в школе и вузе", "Хореография и ритмика в школе", "Режиссура массовых праздников", создавались хореографические коллективы классического, фольклорного и эстрадно-спортивного направления, вокальные мужские и женские группы академического пения, эстрадный вокально-инструментальный ансамбль, получивший позднее звание "народного", литературно-поэтическая лаборатория "Ступени". Р1зучалась разнсюторонняя творческая эстетическая деятельность студентов, выявлялись факгоры развития их профессиональной культуры.Четвергый этап (1998-1999 гг.) был посвящен индивидуальной работе с творчески и эстетически ориентированньпли студентами, избравшими дополпнительные специальности "Учитель музыки и пения" и "Педагог - организатор массовых праздников". Организовывалась самостоятельная педагогическая деятельность студентов на экспериментальной детской оздоровительной базе "Смена" г.Анапа. Анализировались итоговые результаты исследования, оформлялась диссертация и методические рекомендации по формированию у студентов гуманитарно-эстетической культуры, проводилась их апробация.Новизна исследования: определена и решена новая педагогическая проблема - формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Данное личностное образование рассмотрено в аспекте взаимосвязи его аксиологических и акмеологических оснований. Изложена его сущностная и структурная характеристика и вьгавлены функции в общей профессиональной подготовке будущего специалиста. Проведен сравнительный анализ степени развития гуманитарно-эстетической культуры у студентов разных факультетов, установлены факторы ее опгамального формирования; теоретачески доказана необходимость специального эстетического развития студентов в системе их профессиональной подготовки.Теоретинеосая значимость исследования заключается в том, что дано определение понятию "гуманитарно-эстетическая культ>тра", произведено его соотнесение с понятиями "профессиональная", "педагогическая" культуры, разработана теоретическая модель взаимосвязи компонентов гуманитарно-эстетической культуры и факторов ее формирования; раскрыта супщость эстетизации вузовского обучения как основного направления формирования указанного качества; определены условия ее педагогического обеспечения; изучены возможности вуза в этом процессе; рассмотрена творческая деятельность будуп1его педагога в аспекте ее гуманистического и эстетического начал; установлен ее ведущий внутренний фактор - эмоционально-эстетическое отношение к искусству; выявлена его реальная мотивация студентами и перспективная - педагогами на основе их творческого и эстетического взаимодействия; осуществлена типизация эмоционально-творческого реагирования студентов на эстетическое воздействие; теоретически обоснованы нетрадиционные формы учебной и внеаудиторной работы по формированию у них гуманитарно-эстетической культуры.Практическая значимость исследования. Созданы и включены в практику вузовского обучения новые учебные программы эстетически направленного культурологического содержания, расширяющие возможности высшего учебного заведения в формировании гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя.Разработаны и осуществлены индивидуальные маршруты творческого эстетического развития стуцентов. Предложены инновационные формы профессиональной подготовки учителя в аспекте приобретения им гуманитарно-эстетической культуры. Апробировано диагностическое обеспечение процесса ее формирования на основе самопознания студентов. Даны рекомеццации по его осуществлению этого процесса.Личный вклад соискателя заключается в выборе нового направления профессиональной подготовки будущего учителя - формирование гуманитарноэстетической культуры, в раскрытии научных основ этого процесса, в получении научных результатов о ходе самостоятельного осуществления экспериментальноопытной работы на основе многолетней преподаватехп>ской деятельности. Диссертант является автором разработки содержания и технологии педагогической игры "Китеж-град" в условиях включения студентов в практическую деятельность « •f» на экспериментальной площадке летней оздоровительной базы отдыха "Смена" г.Анапа, создателем акгивных форм эстетизации процесса обучения в вузе.Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологией научного познания, адекватностью комплекса методов исследования его целям и задачам, сопоставлением первичного и конечного фактологического материала, повторением диагностических процедур, получением конкретных позитивных изменений в формируемом профессионально-личностном качестве будущего учителя, зафиксированных в процессе эксперимента, сочетанием эмпирических и теоретических методов, длительностью эксперимента и его достаточной статистической выборкой.Апробация результатов исследования. Основные его положения и выводы освещались соискателем на научно-пракгических конференциях международного, федерального и регионального уровней (Сочи, 1998,1999) на методологических семинарах преподавателей вуза и учителей школ города и района (г. Славянск-наКубани, 1997), на научных сессиях профессорско-преподавательского состава пединститута Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, на собраниях Южного отделения РАО по проблемам развития личности в образовательных системах Южно- Российском регионе, (Ростов, 1998), этноса, культуры, образования в контексте современных социально- педагогических реформ (Карачаевск, 1999).Сфера внедрения. Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями педагогических вузов и колледжей, руководителями высших учебных заведений с целью развития творческого и эстетического потенциала будущих учителей. Методические разработки позволили открыть в Армавирском государственном педагогическом институте специальность "Педагог-организатор дополнительного образования" со специализацией по эстетическим видам деятельности (музыка, хореография, режиссура мероприятий, художественное творчество). Разработаны учебные программы новых дисциплин в этом аспекге.Под(стсения. выносимые на мцщту.1. Гуманитарно-эстетическая культура будущего педагога- это совокупность личностных достижений, позволяющих ему воспринимать прекрасное и > участвовать в его создании на основе гуманистических ценностей педагогической деятельности.2. Основными структурными компонентами гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя выступают: базовые знания и умения в области эстетики; осознание своих творческих и эстетических возможностей; потребность в эстетически направленной творческой деятельности; эмоционально-эстетическое отношение к искусству и творчеству; активность в эстетической творческой деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию через эстетическое самовоспитание; создание себя как творческой личности 3. Ориентация вуза на формирование гуманитарно-эстетической культуры позволяет реально осуществлять гуманитаризацию и эстетизацию образования согласно современным тенденциям его развития.4. Формирование гуманитарно-эстетической культуры осуществляется в четырех направлениях: а) эстетизация обучения ( использование нравственноэстетического потенциала базового содержания образования); б) введение специальных учебных курсов по эстетике; в) включение студентов в творческие эстетические виды досуговой деятельности; г) индивидуализация профессиональной подготовки на культурологической основе.5. Ведущим условием эффективности процесса формирования гуманитарно-эстетической культуры выступает эстетико-творческая образовательная среда.Она является одновременно носителем творческого опыта, сферой эстетического общения, личностного самовыражения и самоутверждения, стимулом эстетического творчества.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz