Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 13:58
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза: на материале обучения иностранному бесплатно
20:24
Скачать Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза: на материале обучения иностранному бесплатно
Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза: на материале обучения иностранному языку

Диссертация

Автор: Лысова, Ирина Ивановна

Название: Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза: на материале обучения иностранному языку

Справка: Лысова, Ирина Ивановна. Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза : на материале обучения иностранному языку : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лысова Ирина Ивановна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т] - Белгород, 2009 - Количество страниц: 237 с. Белгород, 2009 237 c. :

Объем: 237 стр.

Информация: Белгород, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза
11 Тендерная культура как объект психолого-педагогического исследования
12 Тендерная культура будущего специалиста: структура и содержание
13 Модель формирования тендерной культуры в процессе подготовки будущего специалиста в вузе
Глава II Опытно экспериментальная работа по формированию тендерной культуры будущего специалиста
21 Определение исходного уровня тендерной культуры будущего специалиста
22 Технология формирования тендерной культуры будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе
23 Динамика эффективности процесса формирования тендерной культуры будущего специалиста в вузе

Введение:

Актуальность исследования.
В настоящее время в качестве ведущей цели формирования личности будущего специалиста в процессе профессионального образования становится профессиональная культура. В современных условиях глобализации и интеграции резко возрастает культурообразующая функция образования. Образованный человек является носителем своей культуры, что позволяет ему считаться с мнением и взглядами других людей и в определенных условиях менять свои собственные, то есть быть толерантным. В XXI веке тендерная культура приобрела новое качество в общечеловеческой культуре, позволяющее создать целостное восприятие тендерных взаимоотношений на основе их практического, интеллектуального и духовного постижения.
Тендерная культура в широком смысле — это философское осмысление тендерной картины мира в историческом ракурсе, отказ от любой формы дискриминации по половому признаку, разрушение стереотипов, признание не только равенства возможностей, но и равенства результатов. В узком, субъективном смысле, тендерная культура человека заключается в наличии у него глубоких нравственных знаний, тендерного мышления, способности соизмерять свои действия с моральными принципами, придерживаясь основ производственной культуры с учетом межгендерного взаимодействия.
Каждому этапу развития общества соответствуют определенные критерии тендерной культуры. Понимание тендера как культурной метафоры обусловлено культурно-символической природой тендера. Многогранность человека - причина того, что даже комплексные исследования в рамках одной науки не способны раскрыть всю его специфику. Культурологический подход позволяет выбирать направления исследований исходя из представлений о человеке, формирующихся в той или иной науке. Отличительные черты и содержание культуры определяются деятельностью человека, его способностями, общественной спецификой, формирующей культуру конкретного социума. Культура может рассматриваться как процесс и результат познания окружающего мира в данный отрезок времени. Культурно-символический тендер включает в себя скрытые ценностные характеристики. Мужское и женское является онтологическим началом многих базовых категорий, следовательно, пол становится культурной метафорой, которая несет не только описательную функцию, но и создает общественную реальность. В виде когнитивно-концептуальных структур формируются картины мира, включая тендерную, тесно взаимодействующие с политическим и иерархическим общественным устройством, окружающей средой, традиционными видами деятельности и другими формами проявлений определенной национально-культурной общности.
Различия мужского и женского начала видны на всех уровнях: от теоретического мышления до рутинного существования. Мужское и женское мировоззрение, детермированное социальными ролями, коренным образом отличаются друг от друга. В современном обществе доминирующей идеологией выступают укорененные в сознании убеждения, оформленные в виде общественного знания и отражающие интересы господствующих слоев. Тендерная идеология является патриархатной по своей сути. Отойти от традиционного равенства «человек есть мужчина» возможно лишь признав многомерность человека.
Конец прошлого века был отмечен становлением тендерных теорий и переходом тендерных исследований на новый уровень, на котором происходит теоретическое осмысление "тендерного" материала и формулирование тендерных теорий.
На формирование тендерного анализа оказали влияние почти все крупные направления и течения в философии, социологии, психологии и педагогике. Тендерный подход к глобальному анализу социокультурных отношений стал актуален с конца прошлого столетия. Произошло разделение понятий пола биологического (англ. sex) и пола социального (англ-gender), при котором под первым понимается совокупность анатомо-биологических особенностей, под вторым — социокультурный конструкт.
В рамках социально-философских наук тендерные исследования создали теоретическую и методологическую базы, превратившиеся в отдельное междисциплинарное направление. Тендерная культура как многоуровневая система покачнула многие незыблемые истины, существовавшие веками, позволила под новым ракурсом рассматривать межличностные отношения, учитывать особенности взаимодействия полов, этноса, расы и, что нам представляется особенно значимым, использовать изменившееся мировоззрение в образовательном процессе.
В современном обществе процесс гуманизации невозможен без преодоления неравенства по половому признаку, без предоставления равных возможностей каждому человеку. Идеи тендерного равенства не могут остаться в стороне от академической и практической жизни социума. Воспитание тендерной чувствительности - одна из сторон процесса гуманизации и гуманитаризации образовательных стандартов высшей школы.
Современные требования к подготовке будущего специалиста нашли свое отражение в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепции модернизации Российского образования до 2010 года и Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года. В связи с ростом научно-технического потенциала, невозможного без умения генерировать, оценивать и реализовывать инновационные идеи, появилась необходимость в подготовке специалистов, готовых к усвоению ряда профессионально значимых компетенций с учетом изменений тендерного соотношения в структуре трудовых ресурсов. В связи с этим мы можем говорить не только о назревшей необходимости, но и о реальной возможности введения тендерной проблематики в вузовское образование, поскольку тендерные исследования созвучны актуальной задаче интеграции гуманитарного знания.
Возрастание роли тендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июля 2003 «Об изучении вопросов по основам тендерных знаний, тендерным проблемам в системе образования».
Проблема формирования ГК в учебном процессе современного вуза тесно связана с проблемой равенства образовательных возможностей реализация которой предполагает предоставление 1) равенства доступа; 2) равенства отношения; 3) равенства результатов. Анализ каждого аспекта названной проблемы подтвердил их жизненность и актуальность, поскольку гуманитарное обоснование дискуссий о равенстве связано с идеей социальной справедливости. Получение выпускниками школ высшего образования зависит от ряда социально-демографических (биологического пола, уровня материального достатка, образования родителей, региона проживания и т.д.) и культурологических факторов.
Гендерно-дискриминационные технологии, реализуемые в учебной среде высшей школы, формируют регулярные и долговременные практики неравенства, снижающие качество жизни женщин и мужчин. Тендерная педагогика, ориентированная на конструирование тендерных отношений в образовательном пространстве, ведет к устранению несправедливости и способствует максимальному раскрытию личностного потенциала каждого студента.
От уровня сформированности у выпускника вуза тендерной культуры как интегрированной части профессиональной культуры во многом будет зависеть качественная сторона решения проблем межличностного взаимодействия, грамотного построения карьерного успеха и экономической стабильности общества. Следовательно, развитие тендерной культуры напрямую связано с образованием, воспитанием и информированием на основе тендерного подхода. Доминирующий ранее полоролевой подход в профессиональном образовании, учитывающий лишь особенности биологического пола, при котором декларировалась половая дифференциация, сейчас рассматривается не только как устаревший, но и как негуманный.
Степень разработанности проблемы.
Тендерная теория, в отличие от традиционных попыток рассмотрения «женского вопроса», дает понимание того, что вся многогранная жизнь женщины тесными узами связана с мужчиной, и никакое решение женских проблем невозможно само по себе, в отрыве от социального контекста. В свою очередь тендерные проблемы, как мужчин, так и женщин не могут быть осмыслены без понимания культурной, исторической, социально-экономической обусловленности.
Тендерные исследования расширяют понимание фемининности через проведение сравнительного анализа маскулинности. Результатом проделанной работы «стал поворот к академизму, который следует понимать и как повышение уровня профессионализма исследователей, и как институционализацию исследований в области тендера» [20, с. 25]. Становление тендерных исследований в постсоветской России относится к 90-м годам прошлого столетия. За прошедшие годы практически была создана новая научная дисциплина «гендерные исследования», включенная в учебные планы высших учебных, в первую очередь педагогических, заведений страны, открыты центры тендерных исследований. На сегодняшний день можно говорить о становлении системы повышения квалификации для преподавателей, занимающихся изучением тендерной проблематики, растет число публикаций и научных трудов, разрабатываются новые педагогические гендерно-ориентированные технологии, что ведет к повышению уровня тендерной культуры всего общества.
В современной педагогической науке сформировалось и получило свое активное развитие новое направление - тендерная педагогика. Целью гендерного образования стало создание условий для достижения равных возможностей и результатов для каждого индивида, формирование новой гендерно-толерантной культуры, воспитание личности, обладающей тендерной компетентностью и готовой к активной деятельности в современном поликультурном мире, умеющей жить в мире и согласии с самой собой и представителями разных идентичностей.
Тендерная культура как специфический срез общей культуры является предметом исследований ряда научных дисциплин. Истоки исследований гендерного мироустройства заложены в трудах античных философов Аристотеля, Платона, Пифагора. Серьезный вклад в развитие традиции исследования тендерной культуры внесли представители западной философии: И. Кант, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр. Проблемы тендерной культуры нашли свое отражение в славянофильской, рационалистической и религиозной «философии пола». Русская религиозная «философия пола» представлена в трудах B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, в прозе писателей Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, JI.H. Толстого, Н.Г. Чернышевского.
Тема тендерной культуры тесно связана с развитием женского образования, которым занимались многие выдающиеся педагоги: И.И. Бецкой, И.Ф. Богданович, А.Ф. Бестужев, Н.Г. Дебольский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Страннолюбский, К.Д. Ушинский и др.
Анализ различных аспектов тендерной культуры прослеживается в трудах И.С. Кона (мужское и женское в культуре), С.И. Голода (теоретико-эмпирический анализ тендерных отношений), Е.А. Здравомысловой, JI.B. Сажиной, A.A. Темкиной (динамика тендерных режимов), Г.А. Ельниковой (многоуровневость системы тендерной культуры).
Вопросы тендерной культуры в педагогике получили свое развитие в трудах Н.И. Андреевой, И.О. Бартеневой, Ю.М. Бычихина, Н.М. Габриэлян, Т.Е. Исаевой, Т.С. Кузнецова, В.В. Полукарова, Е.Г. Прокопчик, C.B. Рожковой, П.Е. Решетникова, C.JI. Рыкова, Л.В. Сажиной, В.В. Созаева, В.А. Суковатой, И.И. Табатадзе, H.A. Усачевой, H.A. Шведовой, О.В. Шныровой, Е.А. Чернышовой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Анализ работ, освещающих проблему пола в педагогике и образовании, выявил следующие основные направления: анализ совместного и раздельного обучения представителей разных полов (A.B. Мудрик, Л.Д. Рагозина, A.B. Румянцева, И.А. Тупицына); тендерное неравенство в сфере образования, труда и занятости (Н.М. Римашевская, Л.С. Ржаницына, Г.Г. Силасте, М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина; О.В Шнырова, Т.В. Паньшина); учет тендерных различий в образовательном процессе (Е.В. Андриенко, E.H. Каменская, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Е.Г. Силяева, В.П. Симонов, Ж.А. Старовойтова, А.Г. Хрипкова, Г.Б. Чуракова); аспекты полоролевой социализации и полового воспитания (М.А. Арутюнян, Г.М. Бреслав, О.М. Здравомыслова, И.К. Клецина, И.С. Кон, H.H. Лупенко, И.Г. Малкина-Пых, Б.И. Хасан); тендерная социализация в образовании (А.В.Смирнова, A.A. Темкина, О.В. Шнырова, Л.В. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова); тендерный подход в учебном процессе вуза (Е.С. Александрова, Е.Г. Батракова, С.А. Завражин, E.H. Каменская, Г.Н. Краснова, H.H. Лупенко, М.В. Назарова, О.С. Хоробрых, Л.П. Шустова); тендерный анализ школьных программ, курсов и учебников (Е.С. Турутина, A.B. Смирнова); тендерная компетентность преподавателя (И.А. Загайнов, Е.В. Кондратенко), тендерная идентичность обучаемых (М.А. Толстых, Л.П. Шустова), тендерный аспект обучения иностранному языку (Т.М. Балыхина, Е.И. Горошко, И.Б. Игнатова, A.B. Кирилина, Н.К. Кубанева, Т.Н. Ломтева, Т.Е. Овчинникова, И.И. Халеева и др.).
Таким образом, анализ степени разработанности проблемы позволяет утверждать, что, несмотря на многочисленные публикации по тендерной тематике, разноплановый характер исследований, формирование тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза представлено недостаточно. Традиционная система подготовки будущего специалиста в вузе не обеспечивает возможности решения проблемы.
Мы полагаем, что иностранный язык обладает огромным потенциалом для формирования тендерной культуры. Обучение будущего специалиста английскому языку для достижения конечного результата, понимаемого нами как способность студента принимать участие в деловом общении на иностранном языке с учетом принадлежности коммуникативного партнера к иной национальной культуре и/или тендерной группе, соответствует личности, обладающей социальной (межкультурной) компетентностью.
Социальная компетентность, являющаяся новой перспективой, затрагивающей весь образовательный процесс, позволяет студентам преодолевать существующие стереотипы в отношении представителей другой расы, пола, возростной группы, физического состояния, воспитать толерантное отношение к представителям других культур, принять этические различия в нормах поведения и личностные изменения своего мировосприятия.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы вузов позволил выявить следующие противоречия:
• между социальной формой существования тендерной культуры и индивидуально-творческой формой ее принятия и преобразования, преодоления тендерных стереотипов, барьеров и предрассудков;
• между потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих необходимым уровнем тендерной культуры, и недостаточной разработанностью в теории и методике высшего профессионального образования гендерно-ориентированных технологий и форм организации образовательного процесса в вузе.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы содержание, педагогические условия и технология формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования и определило его тему: «Формирование тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза (на материале обучения иностранному языку)».
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего специалиста в высшей школе.
Предмет исследования — процесс формирования тендерной культуры будущего специалиста в вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза будет успешным, если:
• в качестве интегративной части общей и профессиональной культуры рассматривать тендерную культуру будущего специалиста, которая включает когнитивный, операциональный и личностно-творческий компоненты и представляет собой целостное динамическое образование личности, опосредованное индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, содействующее позитивному восприятию тендерных взаимоотношений и творческому преобразованию действительности.
• в образовательном процессе вуза реализуется модель формирования тендерной культуры будущего специалиста, структурные компоненты которой (целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный блоки) находятся в тесном взаимодействии;
• технология формирования тендерной культуры будущего специалиста на материале обучения иностранному языку включает пять этапов (проблемно-целевой, предметно-содержательный, организационнооперациональный, исполнительско-коррекционный, рефлексивно-системный) и обеспечивает переход от адаптивного к креативному уровню сформированности тендерной культуры будущего специалиста.
• реализуются организационно-технологические и аналитико-рефлексивные педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения технологии формирования иноязычной культуры будущего специалиста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и структуру тендерной культуры будущего специалиста.
2. Разработать модель формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза.
3. Разработать технологию формирования тендерной культуры будущего специалиста на материале обучения иностранному языку и проверить ее эффективность с помощью обоснованной совокупности критериев и показателей.
4. Выявить педагогические условия формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза.
Методологической основой исследования являются положения диалектической теории познания о всеобщей связи; фундаментальные положения философии о диалектике пола. При всем методологическом многообразии определяющее значение имели концептуальные идеи культурологического подхода в образовании (B.J1. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Т.Е. Исаева, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, K.M. Левитан, В. А. Сластенин, А.Н. Ходу сов и др.), тендерного подхода в процессе образования, воспитания и социализации личности (С.Г. Айвазова, O.A. Воронина, Г.М. Бреслав, Е.А. Здравомыслова, И.А. Жеребкина, Г.А. Ельникова, И.К. Клецина, И.С. Кон, И.Г. Малкина-Пых, В.П. Симонов,
A.A. Темкина Б.И. Хасан, O.B. Шнырова, JI.B. Штылева, и др.) и личностно-деятельностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, П.К. Анохин, Г.Ф. Белоусова, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, A.B. Брушлинский, JT.C. Выготский, А.П. Валицкая, Н.Е. Воробьев, В.В. Давыдов,
B.Е. Давидович, И.А. Зимняя, М.С. Каган, И.Б. Котова, A.B. Петровский,
C.JI. Рубинштейн, В.В. Сериков, Е.А. Соболева, JT.M. Сухорукова и др.)
В исследовании были использованы теоретические положения компетентностного подхода к выявлению умений профессионально значимой деятельности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.); аксиологического подхода (H.A. Асташова, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, А.Г. Пашков, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, E.H. Шиянов и др.), коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку (Т.М. Балыхина, И.В. Зыкова, И.Б. Игнатова, A.B. Кирилина, М.А. Китайгородская, O.A. Леонтович, Е.В. Маланина, Т.В. Милевская, С.К. Табурова, С.Г. Тер-Минасова, Е.И. Пассов, Е.С. Полат и др.); идеи и положения социокультурной парадигмы, описывающей тендерные отношения как культурно-символический конструкт, а общество как систему, основанную на триединстве личности, общества и культуры (В.В. Ильин, Н.И. Лапин, А.Г. Яковенко и др.);
В исследовании были использованы теоретические положения компетентностного подхода к выявлению умений профессионально значимой деятельности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.); аксиологического подхода (H.A. Асташова, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, А.Г. Пашков, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, E.H. Шиянов и др.), коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку (Т.М. Балыхина, И.В. Зыкова, И.Б. Игнатова, A.B. Кирилина, М.А. Китайгородская, O.A. Леонтович, Е.В. Маланина, Т.В. Милевская, С.К. Табурова, С.Г. Тер-Минасова, Е.И. Пассов, Е.С. Полат и др.); идеи и положения социокультурной парадигмы, описывающей гендерные отношения как культурно-символический конструкт, а общество как систему, основанную на триединстве личности, общества и культуры (В.В. Ильин, Н.И. Лапин, А.Г. Яковенко и др.);
В ходе исследования использовались следующие группы методов: теоретические: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, самооценка, изучение индивидуального случая (case-study), экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования.
Базой исследования был Белгородский университет потребительской кооперации и его филиалы в г. Краснодаре, г. Липецке, г. Воронеже.
Этапы и методы исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
На диагностирующем этапе в (2003-2005 гг.) была определена степень научной разработанности исследуемой проблемы, изучалась научная отечественная и зарубежная литература с целью выработки основных подходов к теме исследования; накапливался, переводился и анализировался эмпирический материал, полученный из зарубежных источников, периодических печатных изданий.
На экспериментальном этапе (2005-2008 гг.) разработана модель формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза, проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной технологии формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательный процесс вуза с целью обеспечения эффективного иноязычного взаимодействия студентов.
На контрольном этапе (2008-2009 гг.) осуществлена оценка результатов эксперимента, выявлена эффективность модели формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза при использовании гендерно-ориентированных образовательных технологий, систематизированы и структурированы данные, полученные в процессе исследования; определена логика изложения материала диссертации; скорректированы теоретические и практические выводы; намечены перспективы дальнейших исследований.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определены сущностные и структурные характеристики тендерной культуры будущего специалиста;
• обоснована модель формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза;
• разработана технология формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза на материале обучения иностранному языку;
• выявлена совокупность педагогических условий, реализация которых способствует эффективному формированию тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза;
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что
• дополнены и конкретизированы понятия «тендерная культура будущего специалиста»; «гендерный подход в образовательном процессе вуза», «гендерно-ориентированные технологии»;
• обоснована совокупность критериев и показатели сформированности тендерной культуры будущего специалиста.
• обоснована необходимость внесения изменений в содержание профессионального образования с учетом требований формирования тендерной культуры будущего специалиста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации создают предпосылки для научного обеспечения процесса формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Материалы исследования, практические и методические разработки по формированию тендерной культуры применяются в практической деятельности субъектов образования высшей школы и включают: проведение тендерной экспертизы занятия; выявление тендерных характеристик личности; методы и приемы работы с псевдогендерными местоимениями и гендерно-коннотативными текстами, фразеологическими единицами и лексикой; использование словаря лексики с тендерной коннотацией и вариантов ее замены; разработку проектов по развенчиванию тендерных стереотипов. Материалы исследования могут использоваться в качестве дидактического материала преподавателями и студентами вузов, находят отражение в содержании лекционных курсов, практических занятий по иностранному языку в системе высшего профессионального образования.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования подтверждается адекватностью методологии исследования предмету, объекту, поставленной цели и задачам; положительными результатами экспертизы опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа результатов исследования и получением положительных результатов, апробацией полученных данных на международных, всероссийских и региональных конференциях.
Апробация результатов исследования: результаты исследования отражены в 15 публикациях. Результаты и выводы диссертации были апробированы на международных, региональных и межвузовских конференциях: II международная научно-практическая конференция «Женщина в политике и обществе» (Пенза, 2006 г.); II международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения» (Москва, 2006 г.); международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в повышении качества образования» (Омск, 2006 г.); межвузовская научно-практическая конференция «Иностранные языки в профессиональном образовании» (Белгород, 2006 г.); II Региональные историко-педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее» (Белгород, 2007 г.); международная научная конференция «Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков» (Белгород, 2007 г.); региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития российской кооперации» (Белгород, 2007 г.); II Всероссийский научный семинар «Профессионально-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения», международная научно-практическая конференция «Место и роль кооперации в российской экономике (Белгород, 2008 г.); III Региональные историко-педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее» (Белгород, 2008 г.); Инновационные технологии в кооперативном образовании как фактор развития экономики (Белгород, 2009 г.)
Содержание диссертации излагалось на методическом семинаре кафедры иностранных языков Белгородского университета потребительской кооперации, аспирантском семинаре кафедры педагогики Белгородского государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1, Тендерная культура будущего специалиста, как часть общей и профессиональной культуры, включает когнитивный, операциональный и личностно-творческий компоненты и представляет собой целостное динамическое образование личности, опосредованное индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, содействующее позитивному восприятию тендерных взаимоотношений и творческому преобразованию действительности.
2. Модель формирования тендерной культуры в образовательном процессе вуза основывается на методологии культурологического, гендерного и личностно-деятельностного подходов, отражает структуру взаимодействующих компонентов и состоит из следующих блоков: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. При моделировании процесса формирования тендерной культуры будущего специалиста системообразующую функцию осуществляют целевой и результативно-оценочный блоки.
3. Технология формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза на материале обучения иностранному языку состоит из пяти этапов: проблемно-целевой, предметно-содержательный, организационно-операциональный, исполнительско-коррекционный, рефлексивно-системный, последовательная реализация которых обеспечивает переход от адаптивного к креативному уровню сформированности тендерной культуры будущего специалиста.
4. Эффективность формирования тендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза обеспечивается реализацией следующих групп педагогических условий: ^организационно-технологические: создание гендерно-ориентированных учебных ситуаций в образовательном процессе вуза; внедрение инструментальных средств и методов построения эгалитарных (равноправных) взаимоотношений между субъектами образовательного процесса; интегрирование гендерного знания в учебные дисциплины естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов; создание гендерно-сензитивной образовательной среды; 2) аналитико-рефлексивные: развитие умений работать в разногендерных группах; рефлексивная направленность коммуникативной и конативной образовательной деятельности; качественное изменение субъектного опыта студентов под влиянием элементов тендерной культуры; овладение гендерно-нейтральным дискурсом для осуществления речемыслительной деятельности.
Структура работы определена целью и логикой проводимого исследования, а так же поставленными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz