Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:40
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации. Меньш, Елена Александровна бесплатно
03:38
Скачать Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации. Меньш, Елена Александровна бесплатно
Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации

Диссертация

Автор: Меньш, Елена Александровна

Название: Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации

Справка: Меньш, Елена Александровна. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Меньш Елена Александровна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т] - Тюмень, 2010 - Количество страниц: 246 с. Тюмень, 2010 246 c. :

Объем: 246 стр.

Информация: Тюмень, 2010


Содержание:

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения студентов к здоровью посредством межкультурной коммуникации
11 Здоровье как личностная ценность Ценностное отношение к здоровью: сущность, структура, содержание
12 Межкультурная коммуникация как средство формирования ценностного отношения личности к здоровью
13 Модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения студентов к здоровью в условиях педагогического содействия активизации межкультурного диалога в вузе
21 Комплекс здоровьесберегающих средств в вузе как условие формирования ценностного отношения студентов к здоровью
22 Опытно-экспериментальное преобразование практики осуществления межкультурной коммуникации в вузе
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Российское общество предъявляет требования к подготовке выпускника высшей школы как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и оптимальным состоянием здоровья. В период обучения в вузе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его трудовой деятельности и стиль жизни в целом. Вместе с тем, студенческая молодежь в большинстве своем ведет нездоровый образ жизни (гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня, табакокурение и т.д.). Это свидетельствует о неразвитости в студенческой среде ценностного отношения к здоровью, являвшегося одной из духовно-нравственных ценностей российской культуры и утратившей в современном обществе свой смысл.
Поскольку для воспитания ценностных отношений особо значим юношеский возраст - период становления самосознания и активизации ценностно-ориентационной деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.С.Кон, Э.Эриксон и др.), - необходимо в высшей школе оказывать педагогическое содействие формированию ценностного отношения студентов к здоровью. Ориентиром для этого служат работы по педагогической аксиологии: духовно-нравственные ценности мировой культуры определены Е.В.Бондаревской, Н.Д. Никандровым как основы социализации и воспитания; иерархия ценностей образования предложена В.А.Сластениным, Г.И.Чижаковой; роль образования в приобщении учащихся к ценностям обоснована В.П.Бездуховым; этапы формирования ценностных ориентаций обучающихся конкретизированы Н.А.Асташовой; внутриличностные условия развития ценностного отношения к здоровью студентов выявлены Т.В.Белинской, С.Н. Горбушиной. Вместе с тем остается открытым вопрос о педагогическом содействии освоению студентами позитивного опыта сохранения здоровья, сформированного в традициях российской культуры, основанных на приоритете духовно-нравственных ценностей, и иноязычной культуры, в которой здоровье рассматривается как личностный капитал.
Традиции и нормы в отношении к здоровью усваиваются студентами в процессе межкультурной коммуникации - диалога молодежи с социальным окружением (семья, сверстники, педагоги, средства массовой информации и т.д.), проецирующим сформированное в российской культуре (науке, религии, искусстве, литературе) отношение к здоровью как терминальной (основополагающей) ценности. В годы советской власти ответственность за здоровье граждан несло государство, что не способствовало развитию их здоровьесберегающей активности. В современных экономических условиях возникает необходимость личной ответственности человека за свое здоровье, но, в отличие от носителей западной культуры, россияне не рассматривают здоровье как инструментальную ценность и объект собственной заботы.
В условиях единого информационного пространства современные российские юноши и девушки познают иноязычную культуру лишь на когнитивном уровне, не перенимая позитивный опыт отношения к здоровью представителей зарубежных стран. Последние, возможно, ввиду своей прагматичности рассматривают здоровье как условие для высоких достижений в профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности и, как следствие, проявляют личную ответственность за собственное здоровье. Межкультурная коммуникация как диалог «разных культурных смыслов бытия» (B.C. Библер) содержит в себе возможности для презентации студенту широкого спектра ценностнорегулятивных начал в отношении собственного здоровья, основанных как на традициях отечественной, так и иноязычной культуры. Однако пока этот потенциал используется фрагментарно в силу недостаточной теоретической обоснованности и практической неразработанности содержания, принципов и методов формирования ценностного отношения к здоровью в процессе межкультурной коммуникации.
Отмеченное позволяет говорить о противоречиях:
• между высокими требованиями общества и государства к состоянию здоровья студенческой молодежи и несформированностью у неё ценностного отношения к собственному здоровью;
• между широкой представленностью в теории образования исследований, посвященных проблемам формирования ценностного отношения к здоровью, и недостаточной разработанностью проблемы освоения опыта здоровьесбережения как в традициях российской, так и иноязычной культуры;
• между потенциальными возможностями межкультурной коммуникации в формировании ценностного отношения студенчества к здоровью и их ограниченным использованием в системе высшего образования.
Вскрытые противоречия свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования на тему «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации».
Проблема исследования заключается в выявлении путей и способов использования возможностей межкультурной коммуникации в формировании отношения студенческой молодёжи к здоровью как терминальной и инструментальной ценности, позволяющего студентам благодаря собственным усилиям сохранять и развивать индивидуальное здоровье.
Объект исследования - образовательный процесс в высшей школе.
Предмет исследования: взаимосвязь педагогического содействия активизации межкультурного диалога как средства развития ценностного отношения студентов к индивидуальному здоровью и их здоровьесозидающей активности.
Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования ценностного отношения студентов к здоровью, основанной на актуализации и использовании потенциала межкультурной коммуникации.
Гипотеза: формирование ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью будет успешным, если этот процесс организовать как педагогическое содействие:
• освоению студентами филогенетического опыта человечества, заключенного в культурном потенциале макросоциума, посредством активизации внешнего диалога с общемировым и российским культурным наследием, и микросоциума (семья, референтная группа, преподаватели вуза и др.) путем погружения в диалог культур в процессе изучения учебных курсов здоровьесберегающей и гуманитарной направленности;
• осмыслению здоровьесозидающей деятельности в качестве условия достижения студентом в перспективе уровня акме как индивидом, личностью и высококлассным, творчески проявляющим себя профессионалом через активизацию внутреннего диалога двух «культур сознания» (В.С.Библер) студента - «Я-реальный» и «Я-желаемый» с опорой на механизмы идентификации, рефлексии и переживания;
• активизации лингвокультурологической деятельности студентов в изучении отношения к здоровью в иноязычной культуре, привлекая межпредметные связи и используя - «мировоззренческий», «психоэмоциональный» и «операциональный» потенциал иностранного языка как учебной дисциплины;
• развитию здоровьесозидающей активности молодежи в процессе разработки и реализации индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья с использованием комплекса гигиено-профилактических, физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических средств.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить потенциальные возможности межкультурной коммуникации как внешнего и внутреннего диалога в формировании ценностного отношения студенческой молодежи к собственному здоровью.
2. Разработать теоретическую модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью в условиях педагогического содействия активизации межкультурного диалога в вузе; определить критерии оценки сформированности данного отношения.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в образовательном процессе высшей школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили субъектно-деятельностный (Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев,
A.В.Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В. Сериков и др.) и диалоговый (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М. Бубер и др.) подходы.
Вопросы исследования здоровья как ценности рассмотрены с использованием идей Б.Г. Ананьева, В.О. Василенко, А.Г.Здравомыслова, М.С.Каган, В.П.Тугаринова, Ю.В. Чуфаровского и др. Возможности формирования ценностных отношений раскрыты при обращении к трудам по педагогической аксиологии Н.А.Асташовой, В.П.Бездухова, Е.В.Бондаревской, В.А.Сластенина, Г.И.Чижаковой и др. Основой для выявления механизмов развития ценностного отношения студентов к здоровью явились психолого-педагогические труды А.Ф.Лазурского, Н.Н. Лебедевой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Н.Е.Щурковой и др. В исследовании использованы принципы и методы формирования здорового образа жизни студенчества, разработанные Н.П.Абаскаловой, Т.Ф.Ореховой, Н.М.Полетаевой, В.М.Чимаровым, А.Г.Щедриной и др.
Изучение процесса межкультурной коммуникации осуществлено при обращении к трудам Е.М.Верещагина, Н.Д.Гальсковой, Е.И.Пассова, И.Л.Плужник, Р.Сколлон и С.Сколлон, В.В.Сафоновой, И.Н.Халеевой и др.
В работе применены положения методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский,
B.В.Краевский), теории коммуникативного подхода в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова и др.), психологической концепции восприятия и понимания иноязычного текста (З.И. Клычникова, Н.П.Доценко), герменевтической интерпретации текста (А.Ф.Закирова), лингвокультурологической концепции обучения иностранному языку (И.Л. Бим, Р.К. Миньяр-Белоручев и др.).
Из числа теоретических методов использованы: историко-логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический методы, структурно-функциональное моделирование, проектирование, системный анализ, прогнозирование. Эмпирические включали: опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, рейтинги, 7 шкалирование, ранжирование, оценка и самооценка), беседы, дискуссии, имитационные, деловые и ролевые игры, независимые экспертизы, опытно-экспериментальную работу, методы математической обработки её результатов.
Экспериментальной базой исследования являлся филологический факультет Тюменского государственного университета.
Организация и основные этапы исследования. Исследование охватывало период с 2000 по 2010 гг. и включало несколько этапов. На первом этапе - подготовительном (2000-2005 гг.) - анализировались теоретические и методические разработки и публикации по теме исследования; проводилось диагностическое исследование, направленное на изучение образа жизни и отношения студентов к здоровью. Второй этап -теоретико-моделируюгций (2005-2006 гг.) - включал разработку дидактических и методических основ процесса формирования ценностного отношения к здоровью с использованием возможностей межкультурной коммуникации, конструирование его модели на основе внутриличностных механизмов. На третьем этапе - преобразующем (2006-2008 гг.) — проверялась эффективность модели формирования ценностного отношения студентов к здоровью в процессе межкультурной коммуникации. На четвертом этапе - заключительном (2008-2010 гг.) - подводились и анализировались итоги опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработана модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью, реализующая идею педагогического содействия активизации здоровьесберегающей компоненты в процессе установления межпредметных связей учебных дисциплин естественно-научной (здоровый образ жизни) и гуманитарной (литературоведение, иностранный язык) направленности, построенная на использовании диалогического подхода (М.М.Бахтин, В.С.Библер) и механизмах рефлексии, идентификации и переживания;
• определены формы межкультурной коммуникации, которые активизируются в процессе педагогического содействия формированию ценностного отношения студентов к здоровью: а) интра-диалог -внутриличностный диалог студентов «Я-реального» (потребительское отношение обучающегося к здоровью в настоящем) и «Я-желаемого» (отношение к здоровью как самоценности и условию успешной профессиональной и личной жизни), позволяющий осмыслить здоровье как терминальную и инструментальную ценность и профессиональный ресурс, осознать необходимость самим творить своё здоровье; 2) интер-диалог -общение студентов со сверстниками и преподавателями вуза, транслирующими в собственных моделях здоровьесбережения богатый опыт россиян по сохранению и развитию индивидуального здоровья, а также взаимодействие с носителями иноязычной культуры, обладающими высоким уровнем здоровья и способными передать свой национальный опыт в отношении к здоровью как инструментальной ценности; 3) мета-диалог -погружение в мировую культуру (науку, искусство, литературу) с целью осмысления имеющегося опыта здоровьесберегающей деятельности, выявления продуктивного и непродуктивного потенциала по отношению к здоровью в родной и зарубежной культуре;
• на основании структурных компонентов ценностного отношения к здоровью выявлены «мировоззренческий» (диалогичность позиций в отношении здоровья с акцентом на духовно-нравственных началах в российской культуре и восприятием здоровья в качестве материальной ценности в западном мире), «психоэмоциональный» (психокоррекционное воздействие) и «операциональный» (разнообразие, вариативность методов обучения и продолжительность курса) потенциал иностранного языка как учебной дисциплины в осуществлении анализа и сопоставительного изучения опыта отношения к здоровью в родной и иноязычной культуре и активизации здоровьесозидающего поведения студентов;
• установлена зависимость между повышением уровня интернальности студентов и развитием их здоровьесозидающей активности в процессе реализации индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья;
• выявлена активизирующая роль диалога «Я-реальный» и «Я-желаемый» студента в становлении его субъектной позиции в отношении здоровья как условия выхода на определенном отрезке жизненного пути на вершину в своем индивидуальном, личностном и профессиональном развитии (достижение акме);
• доказана эффективность использованного пакета технологий и методов для формирования ценностного отношения студентов к здоровью, включающего: а) тренинговые технологии по осознанию ценности здоровья (групповая дискуссия, психодрама); б) метод кросс-культурного анализа, открывающий возможность анализа, обобщения и взаимного дополнения существующего ценностного отношения к здоровью в российской и иноязычной культурах; в) метод uMumaifuonnozo моделирования, который позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику нездорового человека и способствующие ее разрешению (аутокомментирование витагенных межкультурных ситуаций, ролевые игры, погружение в проблемно-жизненные ситуации); г) метод рефлексии, дающий возможность осмысливать, оценивать, корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья (написание писем и сочинений, герменевтический анализ текстов, ассоциативное развертывание профессиональных перспектив); д) метод проектов (защита проектов по темам, связанным с отношением к здоровью в разных странах, разработка и осуществление индивидуальных траекторий поддержания и развития здоровья); е) метод целенаправленного общения через Интернет с целью изучения опыта сохранения здоровья (прямые диалоги, переписка с представителями различных стран, работа с сайтами зарубежных вузов, поиск информации на иностранном языке).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» структурно представлено как единство и взаимообусловленность когнитивного (наличие представлений об особенностях отношения к здоровью в российской и зарубежной культурах и о взаимосвязи духовного, ю душевного и телесного здоровья, осведомленность о факторах, разрушающих здоровье, знание основных способов, методов и приемов, восстанавливающих и развивающих здоровье), мотивационно-волевого (осознание личностного смысла здоровья, ощущение телесного, душевного и духовного благополучия, способность к волевым усилиям в сохранении и развитии собственного здоровья, убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности как средства совершенствования и самоактуализации личности) и деятельностного компонентов (умение правильно питаться, осуществлять физическую активность и учебную деятельность адекватно индивидуальной динамике работоспособности, биоритмам и физиологическим особенностям, отказ от употребления психоактивных веществ, наработка собственных подходов и методов сохранения и развития индивидуального здоровья);
• содержание понятия «межкультурная коммуникация», представленного в научной литературе как внешний (интер- и мета-) диалог между коммуникантами, являющимися носителями разных культур, языков и ценностных отношений к здоровью, расширено за счет внутреннего (интра-) диалога - диалога двух «культур сознания» студента - «Я-реальный» (представления о себе как обучающемся, пренебрегающим здоровьем) и «Я-желаемый» (представления о себе как здоровом человеке, благополучном в семейной и профессиональной сферах благодаря собственным усилиям);
• определены принципы педагогического содействия формированию ценностного отношения студентов к здоровью: диалогичности (организация межкультурного образовательного процесса как диалога культур с изучением различных традиций здоровьесбережения на основе признания их ценностной значимости в качестве основы нормативного взаимодействия); кулыпуросообразности (активизация познания накопленных предшествующими поколениями ценностей, значений, идеалов и норм здоровья, проникновение в суть особенностей отношения к здоровью в родной и иноязычной культуре и выявлении в них продуктивного потенциала); рефлексивности (помощь в осознании студентами смысла здоровьесозидающей деятельности как жизненно необходимой и профессионально значимой, осмысленное овладение методами и приемами сбережения и развития здоровья); субъектности (авторство и ответственность молодых людей за собственные действия в отношении здоровья).
Разработанные теоретические положения о роли педагогического содействия активизации межкультурной коммуникации в осуществлении здоровьесозидающей деятельности студентов расширяют научные представления о путях и способах формирования ценностного отношения молодежи к индивидуальному здоровью. Результаты исследования открывают возможность диалогового подхода к формированию ценностного отношения молодежи к здоровью.
Практическая значимость исследования состоит в разработке: 1) программы формирования ценностного отношения студентов к здоровью, основанной на идее педагогического содействия становлению субъектной позиции юношей и девушек в отношении здоровья посредством погружения в ценностные смыслы здоровьесозидания в родной и иноязычной культурах и использовании синхронизированного содержания предметов естественнонаучного (здоровый образ жизни) и гуманитарного (иностранный язык, литературоведение) профиля, 2) и учебно-методического комплекса «Health is your Treasure» («Здоровье - твое богатство»), содержательно отражающего традиции в отношении здоровья в российской и иноязычной культурах с акцентом на продуктивный здоровьесберегающий опыт, которые могут быть использованы в практической деятельности учреждений высшего профессионального и общего среднего образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценностное отношение к здоровью - это психологическое новообразование, возникающее в сознании человека в результате избирательного восприятия им здоровья как объекта, представляющего для него личностный смысл, и проявляющееся в эмоционально-чувственной, словесной и практически-действенной формах.
2. Потенциал межкультурной коммуникации для формирования ценностного отношения к здоровью заключается в предоставлении студентам возможности для изменения стиля мышления, личностных качеств, моделей поведения и способов здоровьесозидающей деятельности. В отличие от традиционного понятия межкультурной коммуникации как процесса, участники которого привносят в интеракцию различающееся знание, специфичное для их социокультурной группы, межкультурная коммуникация представлена в качестве внешнего и внутреннего диалога. Внешний диалог включает мета-диалог студентов с российскими и зарубежными культурными традициями среды, представленными в науке, литературе, искусстве, и интер-диалог студентов как с ближайшим микросоциальным окружением, транслирующим в своих моделях здоровьесбережения национальный опыт россиян по сохранению и укреплению индивидуального здоровья, так и с носителями иноязычной культуры, рассматривающими здоровье как личностный капитал, приумножая который можно добиться поставленных в жизни целей. Внутренний (интра-) диалог «Я-реального» (отношение к здоровью в настоящем) и «Я-желаемого» (отношение к здоровью как условию выхода на ступень акме) позволяет молодым людям принять собственное здоровье как терминальную и инструментальную ценность, осмыслить своё здоровьеразрушающее поведение и осознать необходимость самим творить собственное здоровье.
3. Модель формирования ценностного отношения к здоровью реализует идею педагогического содействия межкультурному диалогу студентов, при осуществлении которого происходит предъявление им здоровья как терминальной и инструментальной ценности, ее осознание и принятие через активизацию механизмов рефлексии, идентификации и переживания. Внедрение модели в вузе происходит путем погружения студентов в диалог культур на основании межпредметных связей учебных курсов естественно-научной и гуманитарной направленности. Педагоги, руководствуясь принципами диалогичности, культуросообразности, рефлексивности, субъектности, помогают студентам через рефлексирование собственных позиций осмыслить здоровье как личностную ценность и, стимулируя мотивацию на здоровьесозидающую деятельность, повысить активность молодежи в сохранении и созидании индивидуального здоровья. При этом используются тренинговые технологии, методы рефлексии, имитационного моделирования, кросс-культурного анализа. Преподаватель иностранного языка высвечивает и обогащает ценность здоровья в родной культуре, способствует ее закреплению, используя «мировоззренческий», «психоэмоциональный» и «операциональный» потенциал предмета, стимулирует саморазвитие у студентов качеств субъекта (интернальность и активность) здоровьесозидающей деятельности. Результатом саморазвития здоровьесозидающей активности студентов является разработка и реализаг(ия ими индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья.
Достоверность исследования определяется адекватностью методологических подходов (субъектно-деятельностного и диалогового) характеру предмета и цели исследования; значительным массивом экспериментальных материалов и его качественным и количественным анализом; проработанностью условий валидности опытно-экспериментальной работы, обеспеченных сравнением результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах; использованием методов кросс-культурного анализа, рефлексии, проектов и др. и тренинговых технологий, позволивших добиться положительных результатов опытно-экспериментальной работы; ретроспективным анализом собственного 11-летнего опыта работы в качестве старшего преподавателя кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Тюменского государственного университета. Автором разработаны и проведены все этапы опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы доложены на: международных (Омск, 2006; Тобольск, 2007; Тамбов, 2008; Тюмень, 2009); всероссийских (Тюмень, 2006; Пенза, 2008; Тюмень, 2009) и межрегиональных (Тюмень, 2006) научно-практических конференциях.
Элементы программы формирования ценностного отношения к здоровью были внедрены в работу со студентами Института физической культуры и Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (содержащей 180 наименований, из них 17 на иностранном языке), 39 иллюстраций, 7 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz