Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Fin de siecle: культурологическая дефиниция и художественные практики. Самсонова, Светлана Алексеевна бесплатно
00:30
Скачать Fin de siecle: культурологическая дефиниция и художественные практики. Самсонова, Светлана Алексеевна бесплатно
"Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики

Диссертация

Автор: Самсонова, Светлана Алексеевна

Название: "Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики

Справка: Самсонова, Светлана Алексеевна. "Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 - Кострома, 2003 - Количество страниц: 147 с. Кострома, 2003 147 c. :

Объем: 147 стр.

Информация: Кострома, 2003


Содержание:

Введение
Глава I "Fin de siecle" как культурологическое понятие
§ 1 Эпоха "fin de siecle" как культурный контекст
§ 2 Теоретические рамки понятия "fin de siecle"
§ 3 Художественные составляющие понятия "fin de siecle"
Глава II Понятие "fin de siecle" в художественных практиках
§ 1 Художник культуры "fin de siecle"
§ 2 Писатель культуры "fin de siecle"
§ 3 Культурный герой романа "fin de siecle"

Введение:

В литературе, посвященной европейской и отечественной художественной культуре, имеются многочисленные дефиниции периода конца XIX - начала XX веков, зачастую противоречащие друг другу. Такого рода противоречивость в понимании своеобразия культуры обозначенного периода была присуща как её создателям, так и тем работам, в которых эта культура исследовалась. Подчас взаимоисключающие друг друга оценки, с точки зрения автора диссертации, объясняются появлением нового искусства, которое не могло быть осмыслено в системе уже сложившихся представлений о специфике художественного творчества. Так возникла необходимость поиска новых подходов к осмыслению своеобразия произведений искусства, методов их создания, постижению специфики культурной жизни обозначенного периода. Мнения учёных в определении термина, в пределах которого можно было бы в полной мере постичь глубину и многогранность этого явления, разделились. При всех разногласиях во многих работах, посвященных исследованию художественной культуры конца XIX -начала XX веков, можно встретить словосочетание "fin de siecle". Однако специального описания того, что понимается под этим словосочетанием, до сих пор не существует.
Актуальность исследования связана с попыткой определения словосочетания "fin de siecle" («конец века») как одной из категорий культурологии. Здесь важно отделить его от других терминов и, прежде всего, от понятия «рубеж». В категориальном аспекте существуют как рубежное время, так и время начальное или конечное. Однако «конец века» (в кавычках) и конец века (во временном аспекте) не синонимичны.
Конец века» как культурологическое понятие имеет кроме временных рамок свои теоретические и художественные составляющие.
Словосочетание "fin de siecle", по нашему мнению, не может рассматриваться как синонимичное понятию «рубеж веков». Рубеж веков верифицируется не столько самим переходным состоянием, сколько его преодолением и становлением новых форм культуры и искусства. «Конец века» в качестве понятия актуализирует мировоззренческий сдвиг, происходящий в сознании творческой личности, в результате чего акцент смещается в сторону предметного мира, открывающегося художнику как многообразие форм в их собственной, не зависящей от сознания художника экзистенции. Рубеж веков непосредственно связан со становлением нового искусства - искусства XX века. "Fin de siecle", в свою очередь, способствует пониманию сущностного основания этого становления.
Осмысление словосочетания "fin de siecle" позволяет определить его категориальный статус в культурологии, выявить основные структурные единицы, охарактеризовать их специфику и художественную значимость.
Цель исследования - выявление основных теоретических и художественных характеристик "fin de siecle" как культурологического понятия и анализ его бытийствования в художественных практиках.
Для последовательного разрешения цели исследования ставятся следующие задачи:
• обозначить своеобразие культурной ситуации"йп de siecle" во Франции и России (генетическая связь, типологическое сходство);
• обосновать категориальный статус словосочетания «fin de siecle» в культурологии, актуализировав его содержательный компонент;
• определить основные характеристики культурологического понятия "fin de siecle" и его составляющие (декаданс, модерн, символизм);
• обосновать функциональный смысл и параметры бытийствования понятия "fin de siecle" в художественных практиках;
• выявить главные черты культурного героя эпохи "fin de siecle";
• представить основные характеристики творческой личности эпохи "fin de siecle" (писателя и художника).
Объект исследования: художественная культура конца XIX -начала XX веков, ставшая основанием для формирования нового мироощущения творческой личности «конца века».
Предметом исследования является понятие "fin de siecle" и его функционирование в художественных практиках.
Методология и методы исследования:
Методологическим основанием работы является герменевтико-феноменологический подход к изучению понятия "fin de siecle", способствующий разрешению проблем, связанных с осмыслением своеобразия культурной ситуации рассматриваемого периода и специфики художественного творчества данной эпохи, дающей возможность подойти к осмыслению феноменов реального мира. Герменевтико-феноменологический метод применяется в нашем исследовании для анализа процессов, происходивших в эпоху "fin de siecle", с целью выявить смысл художественных исканий личности, что, в свою очередь, позволяет прийти к дефиниции словосочетания "fm de siecle" в качестве культурологического понятия и классификации его содержательных аспектов.
В данном диссертационном исследовании используются следующие методы: культурно-типологический метод, позволяющий выявить взаимосвязи художественных концепций культуры "fin de siecle" с исканиями в других творческих практиках; эмпирический метод, позволяющий наблюдать за развитием художественного сознания "fin de siecle", которое определяется автором диссертации как сознание особого типа (символистское); психологический метод, дающий возможность рассматривать процессы, происходившие в этом художественном сознании; нами был также востребован онтологический подход к исследованию понятия "fm de siecle"; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: искусствоведческий и литературоведческий анализ.
Таким образом, в исследовании используется комплексный подход к изучению основной проблемы диссертации, объединяющий вышеуказанные методы.
Материал исследования составили художественные произведения (литература, изобразительное искусство) анализируемого исторического периода, воспоминания, эстетические манифесты; исследования, принадлежащие как авторам, жившим в обозначенный период, так и более поздние работы.
Степень разработанности проблемы: описание и основные характеристики культуры конца XIX-начала XX веков достаточно широко представлены в исследованиях специалистов различных областей гуманитарного знания. Поэтому тема диссертации предопределила обращение к обширному и разнообразному кругу литературы. В современной научной литературе имеется большой материал, посвященный, во-первых, описанию общих закономерностей развития русской и французской культур конца XIX- начала XX веков, а во-вторых, - анализу творчества представителей разных направлений этого периода. Словосочетание "fin de siecle" также достаточно часто встречается как в литературных источниках, так и в трудах современных авторов. Однако в настоящий момент в культурологии не существует дефиниции словосочетания "fin de siecle" в теоретическом аспекте или же описания данного понятия в смежных гуманитарных науках (философии, искусствоведении, филологии).
Для рассмотрения обозначенной в диссертации проблемы наиболее существенными являются работы М. Нордау, В. Розанова, А. Пайман. Однако в них авторы скорее ставят проблему, нежели её разрешают.
Для понимания тех процессов, которые происходили в обозначенный период, актуальными представляются размышления таких писателей эпохи "fin de siecle", как С.К. Маковский, К.В. Мочульский, Н.В. Валентинов, А.Н. Белый, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, которые были не просто мыслителями, но также современниками процесса становления культуры «конца века», философов Ф. Ницше, О. Шпенглера, в работах которых даётся осмысление процессов, происходивших в культурной жизни эпохи "fin de siecle", а также исследования современных авторов: И.А. Едошиной, Т.С. Злотниковой, В.А. Крючковой, Е.Б. Муриной, А.Г. Образцовой, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина. Важными явились труды зарубежных авторов: Haskell F., Chasse Ch., Hautecoeur L., анализирующих в своих работах период, важный для решения проблемы диссертации.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что
• культурная ситуация, сложившаяся во Франции и России в конце XIX -начале XX веков, символистская по доминирующему типу мировосприятия, нашла своё воплощение в понятии "fm de siecle" ;
• основными характеристиками понятия "fm de siecle" являются специфическое (символистское) мироощущение, в котором на первое место выходит не «я» художника, а феномены бытия в их маргинальности, мистической окрашенности, а также эстетизме и утончённой рафинированности, в результате чего формируется особая творческая личность «конца века», чьё сознание может быть соотнесено со спецификой миропонимания "fin de siecle";
• основными художественными составляющими понятия "fin de siecle" являются декаданс, символизм и модерн; культура "fin de siecle" способствовала становлению особого типа творчества «жизнетворчества», позволившего сформулировать принципиально новые художественные формы и методы создания произведений искусства.
• словосочетанию "fin de siecle" может быть придан статус культурологического понятия.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые монографически обобщается теоретический аспект понятия "fin de siecle" в сопоставлении с его воплощением в художественных практиках (литература, живопись). Впервые уникальный феномен культуры «конца века» исследован в аспекте его целостности, исходящей из онтологизма творческих исканий эпохи, отразивших существенные изменения в художественном сознании и понимании отношений мира и человека. Понимание культуры "fm de siecle" как целостного феномена культуры представляет широкие возможности для принципиально нового понимания процессов, протекавших во Франции и России в конце XIX - начале XX столетий и способствует уточнению смысла художественных исканий обозначенного периода.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии содержания, целей и значения нововведений культурной жизни «конца века». Особенно сущностным является выявление содержания основных элементов самого понятия и определение значимости включения термина "fin de siecle" в категориальный аппарат культурологии. Понимание словосочетания "fin de siecle" как культурологического понятия позволяет глубже осмыслить процессы, происходившие в художественной культуре конца XIX - начала XX веков, причины новых художественных исканий, позволяет понять значимость этой культуры в контексте мировой.
Практическая значимость исследования состоит в описании культурологического понятия "fin de siecle", результаты которого могут быть применены в практике анализа эпохи и художественных произведений конца XIX - начала XX веков. Содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы в процессе изучения истории зарубежной (прежде всего французской) и русской культур, в программах вузовского образования в рамках курсов общей культурологии, теории и истории культуры, в разработке учебно-методической литературы, пособий для школы и вузов.
Основные положения, выносимые на защиту:
• ситуация, сложившаяся в художественной культуре конца XIX- начала XX веков, явилась поворотным моментом в осмыслении жизни и художественного творчества, поскольку отразила завершающий этап предшествующей культуры (антропоцентризма) и подготовила почву для становления совершенно нового (символистского) художественного сознания и культуры "fin de siecle";
• культура "fin de siecle" представляет собой качественно новый тип, нашедший свои методы, имеющий специальные цели и создающий художественные формы, их воплощающие; «конец века» отразил, с одной стороны кризис уходящей культуры, с другой, сыграл значительную роль в формировании последующей культуры модернизма и послужил базовой основой для всей художественной культуры XX века;
• словосочетанию "fin de siecle" может быть придан статус понятия в культурологии; его сущностными характеристиками являются символистское мироощущение, где на первое место выходит не «я» художника, а постижение им бытия, маргинальное состояние нахождения между сном и явью, мистицизм, а также эстетизм и утончённая рафинированность, стремление во всём видеть красоту; основными структурными составляющими понятия "fin de siecle" являются декаданс, модерн, символизм, синтез искусств;
• в хронологическом аспекте, можно утверждать, что "fin de siecle" как понятие хотя внешне и совпадает с временным отрезком конца XIX-начала XX веков, но им не исчерпывается, являясь самостоятельной единицей в культурологии;
• «конец века» как понятие в культурологии является уникальным феноменом в художественной культуре 1880-1900х годов, запечатлившим итоговые оценки развития классических форм в искусстве, получившие своё оформление в декадентском мироощущении и модерне. Другой стороной культуры «конца века» является зарождение нового мироощущения - символистского, где приоритетное место занимает не «я» художника, а постижение им скрытых истин бытия.
• благодаря развитию синтеза искусств, культура "fin de siecle" способствовала становлению особого типа творчества жизнетворчества», позволившего сформулировать принципиально новые художественные формы и методы создания произведений искусства;
• представители художественной культуры «конца века», писатели и художники сместили привычные ориентиры художественного творчества, обратившись к предметному миру и отразив его во всей полноте бытия. Воплощая собой новый тип сознания, художник «конца века» предвещает эпоху модернизма и творит другую культуру.
Ключевые концепты исследования:
Система ключевых концептов данного диссертационного исследования обусловлена целями и задачами, которые ставит перед собой автор, стремясь определить категориальный статус словосочетания "fin de siecle": рубеж веков - «стык», «встреча» двух столетий. Рубеж веков сопровождается изменением ментальности, жизненных идеалов и целей. В культурологическом аспекте на рубеже веков наблюдается ощущение исчерпанности содержания, форм и средств выражения культуры уходящего века, потому он осмысливается как чуждый новому и подвергается критике, а зачастую и полному неприятию. начало века - период времени, характеризующийся утверждением нового мышления, сменой мировоззренческих установок, использованием качественно новых способов и форм выражения мысли. «Начало века», пришедшее вслед за "fin de siecle", совпадает с авангардом - 10-30е годы XX века. маргинальное сознание - сознание «поиска», присущее культуре "fin de siecle", характеризующееся пограничными, переходными настроениями. В аспекте поставленной в данном исследовании проблемы маргинальное сознание отражает состояние человека, осознавшего, что он более не есть мера всех вещей, акцентирующего своё внимание на предметном мире и открывающего для себя совершенно новую культуру XX века. декаданс - понятие, отражающее совокупность кризисных явлений в культуре конца XIX - начала XX веков; культуре декаданса присущи безысходность, безнадёжность, пессимизм и кризисные настроения, но, с точки зрения диссертанта, декаданс характеризуется скорее, не упадком, а достижением той степени зрелости, какая наступает на закате цивилизации и поисками культурных средств и форм воплощения новых идей и ощущений. символизм - художественное течение, возникшее в конце XIX века, где в качестве главного средства выражения выступает символ, ставший его центральной категорией. В контексте проблематики исследования, наиболее значимыми чертами символизма являются «недосказанность», «непонятность», смещение привычных ориентиров и поиск новых средств выражения. модерн- направление в искусстве конца XIX - начала XX веков, рассматриваемое как художественный стиль. Благодаря синтезу искусств модерн сочетает разные виды искусств и несёт в себе идею утончённого эстетического идеала. Свобода в замыслах и своеобразный декор модерна позволили создать необычные, индивидуализированные художественные произведения, несущие в себе символическое значение и красоту. мистицизм тесно связан с культурой "fin de siecle". Произведения художников «конца века» содержат мистические сюжеты, изображающие нечто неподдающееся выражению, переходное состояние между сном и явью. Творчество мистиков эпохи "fin de siecle" тяготело ко всему таинственному, фантастическому, абстрактному и суггестивному, а возможное значение образа они ценили больше, чем его действительный смысл. эстетизм рассматривает окружающий мир и человека с точки зрения красоты и изящества, выражая утончённость, совершенство, элегантность и чувственность. Эстетизм является актуальным для решения проблемы, обозначенной в диссертационном исследовании, прежде всего тем, что уделяет специальное внимание мельчайшим деталям, где окружающий мир и сам человек рассматриваются словно под микроскопом, выстраивая из деталей единое целое. синтез искусств есть соединение разных искусств в едином произведении, которое возникает не как объединение разных видов искусств, а как органическое целое, обладающее особым художественным воздействием на человеческое сознание. В эпоху "fin de siecle" взаимовлияние и взаимопроникновение разных видов искусств, мысль о необходимости синтеза искусств, а также о единстве человека с искусством и жизни с искусством (жизнетворчество) были особенно важны, поэтому присутствуют в культуре "fin de siecle".
Внедрение: материалы диссертационного исследования были использованы в ходе доцентской практики при чтении спецкурса «Художественная культура Франции и России конца XIX века» на факультете иностранных языков для студентов третьего курса в 2001 году.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях, посвященных проблемам истории и теории культуры. Результаты исследования были представлены на VIII Международной научной конференции «Провинция как социокультурный феномен» в Костромском
Кроме того, результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Самсонова С.А. Понятие "fm de siecle" в концепции Макса Нордау // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. №3. С. 105-109. (0,3 п.л.)
2. Самсонова С.А. В.В. Розанов о понятии "fm de siecle" // Энтелехия. 2001. №1. Кострома. С. 113-115. (0,2 п.л.)
3. Самсонова С.А. "fin de siecle" в поисках новых смыслов // Русская художественная культура первой трети XX века: проблемы межвидовой поэтики. Киров, 2001. С. 24-26. (0,2 п.л.)
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 150 наименований. Общий объём диссертации 147 стр.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 151 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz