Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:09
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Феномен духовности : Социал.- филос. аспект анализа. Смирнова, Лариса Николаевна бесплатно
01:07
Скачать Феномен духовности : Социал.- филос. аспект анализа. Смирнова, Лариса Николаевна бесплатно
Феномен духовности : Социал.- филос. аспект анализа

Диссертация

Автор: Смирнова, Лариса Николаевна

Название: Феномен духовности : Социал.- филос. аспект анализа

Справка: Смирнова, Лариса Николаевна. Феномен духовности : Социал.- филос. аспект анализа : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 1997 151 c. : 61 97-9/270-6

Объем: 151 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Глава 1 Духовность: контуры, содержание и новые контексты
11 Исторические формы духовности
12 Истина, добро и красота как начала духовности
13 Духовность: современные контексты идентификации
Глава 2 Духовный мир человека как способ субъективирования духовности
21 Содержание духовного мира человека
22 Индивидуальность как стержень духовности и основа саморазвития

Введение:

Актуальность темы исследования. Переживаемый современной цивилизацией кризис вынуждает к активному поиску критериев устойчивого развития и путей объединения человеческих общностей. Углубление сегодняшнего кризиса вызвано деформацией основных параметров человеческого бытия: социально-экономического, политического и нравственного. Он касается не отдельных результатов деятельности, а способа бытия как такового. Преобладание материальных ценностей - это итог деятельности и форм осмысления жизни человеком производящим, потребляющим. Острота кризиса заключается и в том, что ему оказались подвержены не просто отдельные культуры и цивилизации, а человек как родовое существо. Несостоятельность прежних форм жизнедеятельности и невозможность выхода из круга назревших проблем частными мерами ставит перед человеком принципиальные вопросы выбора перспектив бытия.Существующая ныне необходимость согласования различных идеально-ценностных ориентации для различных сообществ и обретения человеком смысла собственного бытия требует уточнения ценностной парадигмы, ориентированной на духовность. Это означает переход от развития, наращивающего технологическую мощь, к ценностям познавательным и нравственным, создающим поле духовности.Феномен духовности погружает человека в сферу культуры, гуманизма, жизненных ценностей, нравственности, совершенства и самосовершенствования. В этом понятии синтезируются различные стороны человеческого существования и социокультурных процессов. В духовной сфере человек осуществляет осмысление и выбор идеалов, ценностей не просто на основе усвоения знаний и удовлетворения потребностей, но переживает их лично, соотнося с внутренним нравственным законом. Духовность является своего рода сакральным пространством, переступать границы которого чревато личной и общественной катастрофой.В России XX в. это пространство основательно раскололось; углублению кризиса способствовала масштабность деформаций. Неоднократное разрушение системы высших гуманистических ценностей, низкая ценность человеческой личности и самой жизни, преобладание насильственных методов в утверждении свободы - все это усилило отчуждение от духовности и ориентацию на псевдодуховные ценности. Колоссальная ломка старых ценностей, стереотипов мышления и поведения приводит к необходимости исследования феномена духовности и особенно его новых контекстов, вызванных стратегией выживания и развития. Возможно, для успешного выхода России из затянувшегося кризиса задачи духовного возрождения могут иметь первостепенное значение. При этом необходимо учитывать, что в этом вопросе нельзя ограничиться простой реанимацией темы духовности, а так же лишь констатацией ее высокой общественной значимости.Здесь особую роль может сыграть философия. Разрушение механической картины мира, вытекавшей из классической физики, привело к становлению постнекласической картины мира, которое не могло состояться без философского осмысления действительности. С этих позиций особо актуален анализ современного человека и феномена духовности, который мыслится сегодня как переход к новой системе отношений человека и природы, человека и человека. Принцип "коэволюции" приходит на смену преобразовательному отношению к природе; осознается необходимость существования разнообразия и диалога культур; расширяется значение культурной традиции, постоянного взаимодействия настоящего и прошлого; отношение к другому человеку перестает быть отношением к внешнему объекту - другой становится частью меня самого, в диалоге меняется каждый его участник. Все эти процессы неизбежно попадают в поле духовности. В этом аспекте актуально исследование нового понимания и нового способа бытия экзистенциальных характеристик человека и основных форм его деятельности.В науке это отозвалось ростом интереса к проблемам философской антропологии, в том числе к кругу вопросов, связанных с исследованием индивидуальности человека и порождаемого ею внутреннего мира как духовного потенциала саморазвития, самотворчества, самореализации.Для решения этой задачи важно исследовать человека не только как субъекта, направленного на внешний мир, но и как уникальное экзистенциальное существо, обладающее внутренним духовным миром, который наиболее адекватно отражает сущностные человеческие качества, его индивидуализированные особенности. Именно духовный мир человека и его индивидуальность определяют направленность творческой реализации, актуализации собственного "Я". Особую актуальность исследования эта проблема получает в рамках бесспорной зависимости резервов развития общества от духовного потенциала развития отдельного человека.Исследование феномена духовности включает в себя целый комплекс проблем, затрагивающих едва ли не все философские вопросы. Несмотря на обширную научную литературу, так или иначе обращающуюся к теме духовности и ее составляющим, представляется актуальным выделение некоторых моментов, затрудняющих анализ проблемного поля данного феномена: - неоднозначность использования понятия "духовность" в различных контекстах, широкий спектр "родственных" понятий; - растворение собственно духовности в многочисленных социальнофилософских исследованиях, длинная эволюционная цепочка данной категории; - неопределенность дефиниции "духовность" в современной философии; - междисциплинарный характер феномена духовности , духовного мира человека и индивидуальности; - необычайно широкий круг проблем, захватываемый полем духовности.Состояние научной разработанности проблемы. Исследование проблемного поля духовности требует обращения к истории вопроса и, соответственно, трудам классиков философии. Этически ориентированная духовность представлена в философии античности (Сократ, Платон, Аристотель). Религиозные основания данного феномена рассматривалась в работах Ф.Аквинского, Авг.Блаженного. Эстетическая духовности характерна философии эпохи Просвещения. Рациональное понимание духовности встречается у Б.Спинозы, Р.Декарта. Теоретические аспекты духовности развиты в трудах И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля. Духовность как явление волящего духа понимается А.Шопенгауэром, Ф.Ницше. Представления о духе часто определяли своеобразное понимание духовности; "Ум" Аристотеля, "Святой Дух" Августина, "Разум" И.Канта, "Абсолютный дух" Г.Гегеля Качественное содержание и преобладающие формы реализации духовности в разных исследованиях ориентированы значимыми аспектами для конкретного исследователя. Гуманитарно-антропологическое направление представляют У.Джеймс, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Плеснер, Э.Фромм. Экзистенциальные пространства духовности освещены в работах Кьеркегора, М.Хайдеггера ("вот-бытие"), К.Ясперса, Ж.П.Сартра ("человеческая реальность") М.Марселя, "философия жизни" М.Шелера, Э.Мунье и др. Сакральное пространство духовности обнаруживается фрейдизмом и различными школами психоанализа в структуре индивидуального и коллективного (архетипы Г.Юнга) бессознательного.Обретение духовности у В.Франкла связано с поиском смысла человеком своего существования.Особый характер русского философствования, связанный с православным мировосприятием, способствует выделению таких признаков духа, как разум, чувство долга, совесть, милосердие, добролюбие, стыд, справедливость, любовь, раскаяние (В.Зеньковский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Л.Франк, Н.О.Лосский, Н.Трубецкой, Н.Булгаков и др.). У русских космистов (К.Э.Циолковский, Н.Федоров, В.Вернадский) поле духовности сопрягается с Космосом, частью которого является человек. Утверждением "новой духовности" был озабочен Н.А.Бердяев. Развертывание темы формирования единого (для человечества и Вселенной) разумного пространства находит продолжение в работах Т. де Шардена, Н.Н.Моисеева.Современная отечественная философия активно обсуждает сферу духовного, хотя состояние исследуемой проблемы раньше во многом определялось сведением ее к проблеме идеального, редуцированием к идеалистическому направлению в философии и отождествлением с религиозной духовностью. Теоретическая разработка категории духовности содержится в трудах В.С.Барулина, Г.Э.Бурбулиса, Е.К.Быстрицкого, М.С.Кагана, В.Е.Кемерова, В.Пролеева, А.К.Уледова, В.Г.Федотовой, Т.В.Холостовой'. Происхождение духовности рассматривают ' См.: Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994; Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986; Каган М.С. О духовности (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. №9; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М..1987; Он же. Духовное обновление общества. М., 1990; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991; Холостова Т.Н. Проблема духовности человека // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979.П.В.Симонов, П.М.Ершов, Р.П.Вяземский'. В.Г.Федотова дает типологию духовности, описывая данный феномен как духовно-практическую реализацию ценностного содержания сознания. Аксиологический подход осуществляют М.С.Каган, В.Н.Сагатовский, В.Г.Федотова. Исследование ценностей разрабатывается у Ф.Анисимова, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, Н.С.Кузнецова, Г.В.Кузнецовой, А.Н.Леонтьева, Л.В.Максимова, Л.Н.Столовича, В.П.ТугариноваЗ. Размышления об истоках, эволюции и нормах нравственности содержатся в работах Ю.М.Бородая, А.А.Гусейнова, К.Лоренца, Ю.Хабермаса, В.А.Якубанца^.Проблемы нравственной культуры, кризисное состояние "культурного пространства" и явления бездуховности в российской действительности обсуждают Л.П.Буева, В.Кутырев'^ . В.В.Налимов, А.Горелов^, выступая против расщепления духовного мира человека, ведут поиски оснований целостности личности.Психологические аспекты духовности рассматривает А.И.Зеличенко^. Светский и религиозный типы духовности исследуют А.З.Арабаджян, В.И.Гараджа, Л.Н.Митрохин^. В настоящее время ряд ученых активно разрабатывают проблемы православной духовности и ориентации российского общественного сознания (славянофильство и западничество), вопросы ментальности^. ' См.; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Р.П. Происхождение духовности. М., 1989.2 См.: Анисимов Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Дробницкий О.г. Проблемы нравственности. М., 1977; Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986; Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности: Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим инквизитором? Свердловск, 1992, Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. Н.Новгород, 1991; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994 и др.3 См.: Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: Происхождение нравственности. М., 1995; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995; Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М., 1994; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992; Якубанец В.А. Нравственность внутри нас: Структура индивидуального нравственного сознания. Рига, 1986 и др. ^ См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры /"Круглый стол" ученых "Духовность, художественное творчество, нравственность" // Вопросы философии. 1992. №2.; Кутырев В.А. Человек в постчеловеческом мире: проблема выживания // Природа. 1989. №5.5 См.: Горелов А.А. От расщепленного человека к целостной личности // Общественные науки и современность. 1991. №1; Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. * См.: Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996. ^ См.: Арабаджян А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. М., 1993; Гараджа В.И. Мораль и религия / "Круглый стол" ученых "Духовность, художественное творчество, нравственность" // Вопросы философии. 1996. №2; Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993; Петрушенко В.Л. Вера в духовном мире личности. Львов, 1989. * См.: Аралова Е.В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992; Бессонов Б.Н. Русская идея. М., 1992; Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. №1; Громов М.Н. Вечные ценности русской В.А.Лекторский, Н.Н.Моисеев, В.С.Степин анализируют феномен духовности с позиций неклассической науки, новые методологические подходы содержатся в работах В.И.Аршинова, К.Х.Делокарова, И.С.Добронравовой, В.С.Егорова, А.П.Назаретяна'. Новые контексты обнаруживают Р.Апресян, Б.Крымский, В.Слободчиков^.Теоретико-методологический анализ духовного мира человека дают Т.И.Адуло, В.Г.Немировский, Е.В.Осичнюк, А.К.Райляну, Ю.В.Сычевз и др. Формирование потребностей и способностей личности, включаемых нами в структуру духовного мира, изучает А.В.Мялкин"*. Ф.Е.Василюк^ выделяет четыре типа жизненных миров и описывает характерные для них переживания. В этих работах анализируется многоуровневость человеческого существования. Несмотря на традиционную актуальность проблемы, инициирующую в данной области дальнейшие поиски, все же нельзя считать ее разрешенной. Зачастую исследования внутреннего мира человека, подробное описание каждого из его уровней и составляющих, оказывается произвольным, описательным, не складывающимся в единый образ. Для решения обозначенной проблемы мы рассматриваем не просто структуру духовного мира, а представляем его формой самоопределения индивидуальности, выражающей самобытность конкретного индивида.Феномен сознания и самосознания как элемент духовного мира исследуют В.П.Зинченко, А.В.Иванов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. №1; Пантин И.К. Россия в мире: историческое самоузнавание // Вопросы философии. 1994. №12 и др. ' См.: Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления М., 1995; Делокаров К.Х. Закончилось ли противостояние науки и религии // Общественные науки и современность. 1996. №1; Егоров B.C. Философский реализм. М., 1994; Лекторский В.А. Духовность и рациональность. "Круглый стол" ученых "Духовность, художественное творчество, нравственность" // Вопросы философии. 1996. №2; Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. М., 1993: Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса) М., 1995; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.2 См.: Апресян Р. Одухотворенность // Человек. 1996. №4; Крымский С Б . Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. №12; Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек . 1994. №5. ^ Адуло т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986; Немировский В.Г. Духовный мир личности и его структура // Методологические проблемы исследования духовного мира личности. Красноярск, 1983; Райляну А.К. Духовный мир личности. Л., 1976; Сычев Ю.В. Бытие человека: Проблемы детерминации и самодетерминации. М., 1992. ^ Мялкин А.В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. М., 1983.5 См.: Василюк В.Ф. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.М., 1984.С.Л.Рубинштейн, Л.В.Скворцов, А.Г.Спиркин' и др. Но во многих работах излишне рационализируется духовный мир человека, его структура сводится либо к индивидуальному сознанию, либо к явлениям психики (Л.Н.Дорогова, Б.Ф.Сафронов и др.)^ Ныне назрела необходимость исследования духовного мира как целостности. Ряд философских концепций представляют духовный мир как конструкт, соединяющий процессы самопознания, самореализации (Д.И.Дубровский, В.П.Иванов, Л.Н.Коган и др.). Интересны и перспективны исследования, отстаивающие сущность духовного мира в процессах самоактуализации, самотворчества (М.М.Бахтин и др.).Исходным пунктом, с которого начинается становление духовного мира человека и постижение духовности, является человеческая индивидуальность. Основные смыслы понятия "индивидуальность" рассматривают И.В.Ватин, Г.Г.Дилигенский, И.И.Резвицкий, В.М.Русалов, Ю.Хабермас^. Индивидуальность как уникальность исследуют К.А.Абульханова-Славская, В.С.Мерлин, Б.М.Теплов'*. Идеи философской герменевтики об индивидуализации метода познания содержатся у П.П.Гайденко, В.С.Степина. Аспекты межличностного общения изучают М.С.Каган, М.Бубер^. Духовные способности человека выделяет В.Д.Шадриков^.Г.Зиммель указывает на прямую зависимость между дифференциацией и индивидуализацией. Проблему смысла жизни как важнейшую в про' См.; Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся; Очерки российской психологии. М., 1994.; Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.; Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.; Рубинштейн Л. Бытие и сознание. М., 1957.; Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках своего бытия. М., 1989.; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - См.: Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека. М., 1976. ' См.: Ватин И.В. Человеческая субъективность. Р.-на-Д., 1984; Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. №3; Резвицкий И.И. Личность.Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации в ее социально-философском смысле. М., 1984; Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1991 и др. * См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986; Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.5 См.; Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Бубер М. Я и Ты. М., 1993. ' См.: Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. цессе индивидуализации и постижения духовности исследуют К.А.Абульханова-Славская, Б.Н.Бессонов, Л.П.Буева, Л.Н.Коган'.Становление духовного мира человека и его индивидуальности как перманентный процесс развития рассматривают В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили, К.Роджерс, Д.Б.Эльконин2. Активно обсуждается сегодня идея духовных состояний в исследованиях так называемых духовных кризисов. Обширные наблюдения этого феномена имеет Грофз.В указанных трудах содержится богатейший феноменологический анализ исследуемой проблемы, дающий материал для теоретических обобщений^. И все же приходится констатировать фрагментарность имеющегося материала, отсутствие целостной концепции духовности как феномена, выражающего сущность человека, связующего в нем индивидуальное, социальное, культурное начала. Кроме того, недооценка категории духовности, ее потенциала привела к упрощенному ее пониманию.Выбор темы исследования обусловлен недостаточной разработанностью содержания феномена духовности, его новых идентификаций, взаимосвязи духовности, духовного мира, индивидуальности. С учетом всего вышесказанного формировалась основная проблематика данной работы.Основная цель диссертационной работы заключается в исследовании содержания феномена духовности как сферы реализации потенциала ' См.: Бессонов Б.Н. Назначение человека. М., 1995; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984.2 См.: Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке.М. 1991; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994; Эльконин Б.Д, Введение в психологию развития. М., 1994. ' См.: Гроф Духовный кризис. М., 1995. '' Среди последних исследовательских работ, посвященных теме духовности и ее составляющих можно назвать следующие: Авксентьев Т.С. Мировоззрение как объект социального познания. Автореф. дис. докт. социол. наук. -Пб., 1993; Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992; Дмитриева Л. М. Религия в системе духовных ориентации субъекта технической деятельности и технического знания. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1996; Егорова Л.Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Автореф. дис. канд. филос. наук.М., 1992; Костина Т.И. Гуманизация и компьютеризация образования как факторы формирования духовности личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.. 1995; Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. Автореф. дис. докт. филос. наук. -Пб., 1995; Нурова С. Духовный мир личности и образ жизни. Автореф. дис. докт социол. наук.Объектом данного исследования является феномен духовности и его содержание.Предмет исследования - ценностное выражение духовности в духовном мире современного человека.Методологической основой диссертационной работы стал метод системного анализа как совокупность общепризнанных принципов и методов философского, общенаучного и частно-научного познания. Обращение к этому методу связано, во-первых, с тем, что феномен духовности охватывает широкое поле философских вопросов. Во-вторых, духовность является предметом междисциплинарного исследования. Поэтому, чтобы представить данный феномен в качестве целостности, необходимо не просто структурировать его содержание, но и установить органическую связь его составляющих. Для выявления и характеристики специфических особенностей , корреляций и взаимосвязей социально-философских воззрений различных исследователей автор использует сравнительноаналитический метод.Кроме этого, автор применяет мировоззренческий подход, связанный с новой парадигмой мира. Отличительные черты такого подхода: целостность, междисциплинарность, многомерность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция информации.Поскольку тема диссертации находится на стыке нескольких дисциплин, автором использована философская, психологическая, социальнопсихологическая, естественнонаучная литература, в которой в той или иной мере затрагиваются проблемы человека и духовности.Научная новизна исследования связана с попыткой целостного анализа феномена духовности: - феномен духовности понимается как область самостроительства личности, обретения собственного индивидуального образа на основе нравственных ценностей; - выделены исторические формы духовности, определяемые соответствующей мировоззренческой установкой; - выявлены нравственные императивы как стержневые для формирования духовности; - обоснована необходимость смены материально ориентированной мировоззренческой парадигмы духовно-нравственной, суть которой в признании общечеловеческих ценностей, связанных с установкой на новые взаимоотношения человека и человека, человека и общества, человека и природы по принципу терпимости и "признания Иного"; - выдвинут тезис о несводимости человеческой деятельности к столкновению сил, а также о ценности не только практической активности, но и созерцания; - логика обретения духовности человеком представлена как становление его индивидуальности, направленное на максимальную реализацию его сущностных сил в контексте общечеловеческих ценностей; - обозначены структурные компоненты духовного мира человека и осуществлен их анализ для выявления потенций самореализации человека и обретения им своего образа. Духовный мир человека представлен как интегральная характеристика свойств человека, способ существования его субъективности, обретения индивидуальности, постижения духовности.Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные диссертантом результаты способствуют обновлению представлений о феномене духовности и его месте в социокультурной практике и человеческом существовании. Особенно важным нам кажется вывод о необходимости перехода к духовно-нравственным ценностям как к перспективе духовного возрождения России, преодоления разнообразных кризисов, предотвращения возможной антропологической катастрофы. Выводы и материалы данного исследования могут быть использованы в учебных целях для подготовки отдельных лекций в рамках существующих философских дисциплин. Материалы диссертации - база для дальнейших исследований по данной теме.Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании проблемной группы по социальной философии на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; научно-практической конференции "Культура - Искусство - Образование" (Москва, Московский государственный открытый университет, декабрь, 1996); Первых культурологических чтениях кафедры культурологии Института повышения и переподготовки кадров МГУ (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, февраль, 1997). По теме диссертации опубликован ряд статей.Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, использованой для реализации цели и задач исследования. Первая и вторая главы, в свою очередь, разделены, соответственно, на три и два параграфа. Подобная структура диссертации позволяет, по мнению диссертанта, адекватно изложить внутреннюю логику исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz