Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Экологическое образование в начальной школе Франции. Комина, Елена Николаевна бесплатно
05:35
Скачать Экологическое образование в начальной школе Франции. Комина, Елена Николаевна бесплатно

Экологическое образование в начальной школе Франции

Диссертация

Автор: Комина, Елена Николаевна

Название: Экологическое образование в начальной школе Франции

Справка: Комина, Елена Николаевна. Экологическое образование в начальной школе Франции : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2004 167 c. : 61 04-13/2846

Объем: 167 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Историография исследуемой проблемы
12 Экологизация образования как педагогическая проблема
ГЛАВА П ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ВО
ФРАНЦУЗСКОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21 Реализация целей и задач экологизации школы младшей ступени
22 Ознакомление с основами научных знаний
23 Биологический аспект в экологическом образовании
24 Физический, химический и технический аспекты в экологическом образовании
25 Временной аспект в экологическом образовании

Введение:

Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется стремительным техническим прогрессом, борьбой крупных держав за мировое господство, распадом государств и переделом их территорий, разрушительными локальными войнами. Все эти факторы ведут к углублению уже существующего глобального экологического кризиса. Осознание современными учеными этой проблемы,появилось основанием для создания новой концепции взаимодействия общества с природой, концепции, которая имеет не только социальный, экономический, политический, но и духовно-нравственный характер.
Экологическое образование подрастающего поколения, т.е. осознание им связи между деятельностью человека и состоянием живой природной среды, поиск путей совершенствования, динамического развития и гармонизации отношений общества и природы, стало одной из основных задач общеобразовательной школы. Развитие российской школы предусматриает коррекцию преподавания предметов и воспитания, формирование у школьников высоконравственного отношения к наследию предков, в том числе и к природе, как своего родного края, так и всей планеты в целом. На основании закона Российской Федерации об охране окружающей среды система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания должна стать одним из приоритетных направлений в современной политике обновления содержания общеобразовательной школы. Она призвана развивать духовнонравственные ориентиры подрастающего поколения, повышая \ экологическую культуру, обогащая педагогический опыт новыми идеями.
Исследованию проблемы воспитания экологической культуры подрастающего поколения посвящены труды многих российских ученых-педагогов: Э.В.Гирусова, С.Н.Глазачева, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева,
Б.Т.Лихачева, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, А.Н.Огурцова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегиной, Д.И.Трайтака, А.Д.Урсула, Г.А.Ягодина и др. В своих работах они рассматривают экологическое образование как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса в школе. Именно школа обладает возможностью целенаправленной и систематической, координированной передачи информации, способствует постоянному осознанному приобщению юного гражданина к повышению экологического образования.
Поскольку человек — существо биосоциальное, на его жизнь оказывают постоянное воздействие и общеприродные закономерности, и условия среды его обитания. Именно поэтому экологическое сознание, как и экологическое мышление в целом должно формировать соответствующие нормы поведения, включая бережное отношение и к себе самому как к частице биосферы.
Так постепенно трансформируется само понятие экологии. Наряду с чисто биологической трактовкой, складывается представление об экологии как комплексе естественных и социальных наук, изучающих взаимоотношение природы и общества, в центре которого стоит человек.
Идеи единения человека и природы заложены в классических работах В.И.Вернадского - создателя учения о ноосфере, связавшего окружающую среду и деятельность человека в единую систему «Природа-Общество» (переход биосферы в сферу разума и дальнейшая совместная коэволюция окружающей среды и человеческого общества), а также дальнейших исследованиях его учеников и последователей. В мировой научной литературе, посвященной проблеме экологии, как правило, рядом с именем Вернадского упоминаются имена французских ученых Пьера Тейара де Шардена и Э.Ле-Руа, (они первыми предложили термин "ноосфера", В.И.Вернадский стал пользоваться этим терминов лишь к концу жизни) родоначальников комплексного подхода к вопросам взаимоотношений природы и человека.
В условиях системного кризиса и активного поиска путей выхода из труднейшей экологической ситуации труды зарубежных классиков естественнонаучной и философской мысли представляют особую научную и общекультурную ценность. Наряду с трудами, посвященными разработке общетеоретических основ взаимодействия общества и природы (Ф.Заззо, М.Дабу, С.Вэй), существуют такие работы иностранных ученых, в том числе и французских, в которых представлена современная экологическая ситуация и тенденции изменения условий жизни на Земле (Жан Дорст, Филипп Сан-Марк, Луиза Совэ, Поль Валуа).
Использование зарубежного опыта во всех областях человеческой деятельности стало в наши дни неизбежным условием развития прогрессивного государства. В полной мере это относится и к экологии.
Обобщение зарубежного опыта, разностороннее сотрудничество с иностранными педагогами-экологами способствует возникновению системы, объединяющей цели, принципы и содержание экологического образования, учитывающей объективные факторы развития общества. Теория и практика экологического образования в зарубежных странах является объектом внимания многих отечественных педагогов-исследователей (А.А.Вахрушева, Б.Л.Вульфсона, С.Н.Глазачева, И.А.Кулакова, В.В.Пасечника, О.Б.Трофимова, В.В.Червонецкого, Н.В.Шкарбан и др.).
Опыт Франции в области экологического образования именно в начальной школе до настоящего времени в России практически не изучался. Между тем французский опыт экологического образования младших школьников заслуживает углубленного изучения и: признания. Экологическое обучение в начальной школе Франции включает в себя различные формы ознакомления детей с историей, географией, обычаями страны и направлено на формирование экологической культуры личности, при котором первостепенное внимание уделяется изучению экологических проблем родной местности, обучению ребенка основам природоохранной деятельности, экологическим нормам поведения в школе и в быту.
Исследование научно-теоретических основ экологизации общеобразовательного процесса в школах Франции показало, что наличие различных концепций допускает большую вариативность в практике. Это позволяет устанавливать связь процесса обучения с повседневной жизнью в условиях хорошо налаженного обмена информацией и тесного сотрудничества школы с государством и общественными организациями.
На развитие французской школы большое влияние оказала её реально-практическая направленность. Получили новую жизнь идеи Ш.Фурье и К.А.Сен-Симона, которые обосновали значение полноценных знаний и их использование на практике в процессе школьного обучения. Сюда входит и изучение краеведческого материала в школе, а сама школа рассматривается, как органическая часть социальной среды, основанной на принципах культуросообразности, воспитания гуманных и высоконравственных граждан.
Учитывая значимость воспитания экологической культуры учащихся, возрастающую потребность общества в охране и приумножении богатства природы, обеспечении гармонии человека с окружающей природной средой, а также недостаточную разработанность этой проблемы в контексте "сравнительной педагогики" в плане изучения положительного опыта в зарубежной педагогике, мы избрали темой диссертационного исследования "Экологическое образование в начальной школе Франции".
Экологическое образование во Франции является одной из основных задач государственной политики. Французское государство ежегодно выделяет дополнительные ассигнования на разработку новых образовательных программ и на совершенствование уже существующих, в том числе и по экологии. Одной из них является программа Министерства образования и культуры Франции "Экологическое образование в начальной школе". Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 612 лет и предусматривает введение экологического аспекта во все предметы без строгого ограничения времени освоения тем. Такой подход к обучению противоречит установленным в России почасовым нормам изучения той или иной темы, но на практике является более эффективным.
Об эффективности экологического образования на младшей ступени обучения во Франции свидетельствуют исследования состояния экологических знаний и навыков у детей 6-12 лет. Опыт Франции в области осуществления экологического образования младших школьников, бесспорно, представляет большой интерес для педагогов - экологов России.
Цель исследования - определение основных тенденций развития экологического образования в школах Франции (младшая ступень), анализ структуры экологического содержания и методологических путей его реализации, выделение позитивного опыта и определение возможностей его использования в российских школах.
Объект исследования- образование в школе Франции младшей ступени.
Предмет исследования - процесс экологизации образования школы Франции младшей ступени на современном этапе.
На основании цели, объекта и предмета выдвигается гипотеза исследования: изучение обучения экологии детей младшего школьного возраста во Франции возможно, если: будет изучена и теоретически обоснована система экологического образования во Франции на первой ступени обучения, рассмотрено содержание и изучены аспекты экологического образования, осуществлено единство теоретического и практического образования с учетом возраста.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявление основных предпосылок, определяющих цели, принципы, стратегию и тактику экологического образования в школах Франции;
2) определение особенностей отбора и структурирования содержания экологического образования, специфики экологизации учебных программ и учебников для младших ступеней обучения;
3) изучение и анализ основных путей совершенствования экологического образования в школах Франции, обобщение требований к организации учебно-воспитательного процесса в школе;
4) исследование экологических проектов и обобщение методических рекомендаций по организации ориентированного обучения в школах Франции;
5) изучение законодательных актов, постановлений, рекомендаций Франции и России;
6) изучение специфики управления школьным экологическим образованием на 1-й ступени обучения во Франции, его целей, принципов и задач, особенностей отбора и структурирования содержания.
Теоретической основой диссертационного исследования является положение о конкретно-историческом подходе к изучению общественных явлений и общенаучный принцип объективности, предполагающий исключение предвзятости в оценке фактов, относящихся к данному вопросу.
Основные теоретические положения заложены в трудах в области методологии и методов педагогических исследований отечественных педагогов-теоретиков М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского, в работах российских ученых-исследователей зарубежной школы и педагогики: БЛ.Вульфсона, А.Н.Джуринского, З.А.Мальковой, М.Л. Родионова, Ю.В.Боярчук и др.
На логику нашего исследования существенное влияние оказали фундаментальные работы в области концепции гуманизации и гуманитаризации образования и процесса обучения (В.Г.Горецкий, В.Ф.Кривошеев, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов и др.); теорий: периодизации развития образования (В.В.Анисимов, М.В.Богуславская, М.И.Демков, П.Ф.Каптерев, Г.В.Корнетов, Н.В.Назаров, В.Г.Пряников, З.И.Равкин, М.М.Рубинштейн, В.П.Чуднов и др.); педагогического образования (О.А.Абдулина, Е.П.Белозерцев, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никифоров, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, А.И.Щербаков и др.); общечеловеческих ценностей (С.Ф.Анисимов, А.М.Булынин, О.С.Газман, В.Г.Горецкий, А.Ф.Лосев, З.И.Равкин и др.); этнокультурной и социальной обусловленности (Ю.П.Сокольников, Э.И.Сокольникова, М.Г.Тайчинов и ДР-)
Настоящее диссертационное исследование опирается также и на метод непосредственного изучения, примененного автором во время посещений Франции, работы в библиотеках университетов г.Клермон-Феран и Сарбона-5. Знание французского языка позволило не только проанализировать аутентичный материал, не изданный в нашей стране, но и лично наблюдать за работой французской школы, посещая уроки и экзамены, изучая учебную литературу и программы обучения, беседуя с учителями и учениками.
Методологическую основу исследования составляют положения философских, педагогических и психологических концепций о единстве природы и человека, о формировании гармоничной, всесторонне развитой личности; теоретические интерпретации тенденций общественного развития, национальных особенностей в процессе воспитания личности, об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии; использованы принципы объективности, историцизма, социального, многофакторного подхода к рассмотрению предмета исследования, анализ учебной программы экологического образования в начальной школе Франции, учебников, учебно-методических пособий по естественным, общественно-гуманитарным и техническим дисциплинам
В процессе работы над темой использовались следующие методы исследования: эмпирические - изучение и анализ научно-технической литературы по экологическому образованию во Франции; анализ целей, задач, содержания и методов экологического воспитания и образования; международных законодательных актов, документов экологических конференций, постановлений, общих педагогических целей и задач,' анализ учебных программ, особенностей отбора и структурирования содержания (в том числе на французском языке); сравнительно-сопоставительный анализ эколого-педагогических концепций, методов и форм осуществления экологического образования в практике школ Франции и России, позволяющий определить наиболее общие и специфические тенденции, дать им оценку, обобщить методические рекомендации дня учителей по организации проектно-ориентированного обучения экологии; обобщение опыта работы, интервьюирование, метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: предметом исследования стала специфика экологического образования в школах Франции на примере младшей ступени обучения, в ходе которого:
• обобщены основные тенденции и научно-теоретические концепции, выявлены педагогические модели обучения школьников экологии во Франции и России;
• раскрыта сущность реализации экологического принципа в системе непрерывного образования, обобщены результаты экологического обучения в начальной школе, представлено разнообразие форм и методов обучения экологии в школах Франции (ознакомление с основами научных знаний, исследование окружающей среды своего города, села, изучение истории своей местности, формирование основ экологической культуры и др.);
• определены возможности привнесения положительного опыта экологизации образования, накопленного школой младшей ступени Франции за последние 15 лет в российскую систему образования в целом и начальную школу, в частности (приведение целей, ценностей, содержания, форм и методов экологического образования в соответствие с изменившимися реальностями).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выработаны целостные теоретические представления о тенденциях развития экологического образования, как в отдельных общеобразовательных учреждениях, так и во всей системе образования Франции, определены их роль и место в современной мировой педагогике. Данная диссертационная работа в определенной степени восполняет пробел в изучении состояния и основных направлений развития современного школьного образования в одной из наиболее развитых стран, каковой является Франция с ее богатой культурой и традициями школьного обучения. Полученные достоверные данные важны для современной теории и практики в сфере сравнительной педагогики и экологического образования при внедрении в педагогическую практику заимствованных форм и методов образования и воспитания, что в целом позволяет существенно обогатить современную историко-педагогическую науку и ее источниковедческую базу.
Практическая значимость работы.
В ходе исследования выявлено, в какой мере образование в начальной школе удовлетворяет формированию у школьников основ экологической культуры; определены содержание, комплекс методов и средств формирования ценностного отношения к экологическим знаниям, которые можно применять в отечественной практике экологического воспитания учащихся начальной школы.
Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по общей педагогики, истории и теории педагогики, сравнительной педагогики, в спецкурсах по зарубежной педагогике, в высших учебных заведениях, в институтах повышения квалификации учителей.
Материалы диссертации могут быть использованы учителями школ в реализации проблемно-деятельного подхода к обучению экологии, в разработке и защите экологических проектов, в межшкольных обменах научными знаниями. Специфика опыта Франции по преобразованию школ в условиях современной экологической ситуации может быть использована и апробирована в практике отечественного экологического образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методической обоснованностью его положений, опирающихся на установившиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, анализом широкого круга теоретических работ.
Обоснованность результатов исследования также обусловлена выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социологической, психолого-педагогической и исторической литературы; применением системного подхода к анализу поставленной проблемы, комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования.
Апробация материалов диссертационного исследования осуществлялась на опытных площадках: педколледжа № 3 и школе № 1203. Исследованием были охвачены: 47 студентов и 8 преподавателей педколледжа, а также 123 ученика и 5 учителей школы № 1203. Методические модели по французским материалам были апробированы в опытно-экспериментальной работе в школе при разработке и проведении факультативного курса по экологии в 1-4 классах (темпроектов:
Лефортово" 300 лет назад и сегодня"; "История Немецкой Слободы и Разгуляя").
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории естественнонаучных дисциплин Института общего образования Минобразования России, международных конференциях по экологическому образованию в начальной школе совместно с педагогами-экологами г.Клермон-Феран (Франция); на факультете повышения квалификации психолого-педагогического университета (г.Москва) во время чтения лекций; учебно-методическом совете УМЦ ? «Детство» (г.Москва); во время проведения семинаров и «круглых столов» для преподавателей и воспитателей детских сиротских учреждений по экологическому образованию воспитанников.
Поставленные задачи и избранная методологическая основа определили ход исследования, которое проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (1998 - 1999 гг.) - поисковом - велась проблемно-поисковая работа научных источников, изучалось состояние проблемы экологического образования в начальной школе Франции, проводился сбор и изучение публикаций, государственных документов, различных статистических материалов, педагогической литературы по проблемам экологизации образования, посещались начальные школы Франции и России.
На втором этапе (1999 - 2000 гг.) - аналитическом - изучались аспекты экологического образования, французские методы обучения экологии в начальной школе. Проводилось изучение и анализ фактического материала, нормативных документов Министерства образования Франции и других правительственных органов, выявлялись основные характеристики и проблемы начальной школы Франции.
Третий этап (2000 - 2004 гг.) - заключительный - обобщались и систематизировались полученные данные, определялись возможности применения наработанных материалов в начальной школе России, литературно оформлялась диссертация.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Введение экологического аспекта во все учебные дисциплины с учетом возрастных особенностей детей, то есть в содержание предметов гуманитарного и естественно-научного циклов, а также математики, трудового и технического обучения.
2. Ознакомление младших школьников с основами экологизированных научных знаний. Постепенное приобщение ребенка к личной ответственности, самостоятельному принятию решений в разных жизненных ситуациях, умение ориентироваться и адаптироваться в окружающей среде.
3. Возможные пути использования опыта французской школы в осознании исторических предпосылок формирования окружающего мира в отечественной школе.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 205 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz