Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 11:50
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Дискурсивные стратегии участников интервью. Красноперова, Юлия Валерьевна бесплатно
21:46
Скачать Дискурсивные стратегии участников интервью. Красноперова, Юлия Валерьевна бесплатно
Дискурсивные стратегии участников интервью

Диссертация

Автор: Красноперова, Юлия Валерьевна

Название: Дискурсивные стратегии участников интервью

Справка: Красноперова, Юлия Валерьевна. Дискурсивные стратегии участников интервью Дис. канд. филол. наук : 10.02.04 Иркутск, 2005 c. :

Объем: стр.

Информация: Иркутск, 2005


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕИСТИЯ В ДИСКУРСЕ ИНТЕРВЬЮ
11 Интеракция, коммуникация, дискурс соотношение понятий
111 Семантические особенности понятия INTERVIEW в английском языке
112 Интеракция как среда и результат межличностных отношений
113 Дискурс как процесс межличностного взаимодействия
12 Диалогичность как основная характеристика дискурса
121 Диалог в условиях современной коммуникации
122 Диалог и диалогичность
123 Разговорный диалог как прототипическая форма дискурса
1231 Конверсационный анализ как один из возможных подходов к исследованию дискурса интервью
124 Интервью в типологии диалогических дискурсов
13 Реализация интерактивного аспекта поведения в интервью
131 Коммуникативно-иллокутивный аспект поведения
132 Социальные (статусно-ролевые) особенности интерактивного поведения
133 Реализация интеракции на психологическом уровне
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава
II ИНТЕРВЬЮ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
21 О понятии «речевой жанр» в современной лингвистике
22 Жанровая характеристика интервью
23 Сложные речевые события и речевой жанр интервью
24 Модель описания жанра
25 Реализация параметров контекста ситуации в речевом жанре интервью
251 Поле речевого жанра интервью
252 Участники интервью
253 Модус интервью
26 Интервью как особый интерактивный речевой жанр в сфере массовой коммуникации
261 Типология журналистского интервью
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Глава
III ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ИХ РЕАЛИЗАЦРШ В РШТЕРВЬЮ
31 Определение понятия дискурсивной стратегии
311 «Дискурсивная стратегия», «тактика», «ход» сопоставление и уточнение понятий
312 Кооперация и конфликт как возможные пути развития интеракции в ходе интервью
32 Интерактивный подход к пониманию дискурсивных стратегий и тактик
33 Конверсационные тактики как способы реализации дискурсивных стратегий в интервью
331 Тактика смены темы (ввода новой темы)
332 Тактика развития темы
333 Тактика переформулировки
334 Тактика «вызов»
335 Тактика уклонения от ответа
ВЫВОДЫ П О Т Р Е Т Ь Е Й Г Л А В Е

Введение:

Целью настоящей диссертации является исследование дискурсивных стратегий, определяющих характер диалогического взаимодействия коммуникантов в ходе интервью.Межличностное взаимодействие составляет основу коммуникации как таковой (Леонтьев 1979), а также является манифестацией социальной функции общения (Дридзе 1980; Звегинцев 1982; Наер 1991).Любое взаимодействие вырабатывает определенные взаимоотношения между коммуникантами, характер которых может проявляться как на вербальном, так и на невербальном уровне (уровне поступков) или на обоих уровнях сразу. Иными словами, в центре внимания исследователей оказывается сам процесс речевого взаимодействия партнеров коммуникации в определенной ситуации общения, а именно их коммуникативное поведение.Наиболее полную реализацию коммуникативное поведение получает в диалоге, инвариантным признаком которого является признак взаимодействия.Диалог признается исходной формой коммуникации, что объясняется особенностями человеческого мышления (Лосев 1982; Бахтин 1986, 1994; Хайдеггер 1993; Бубер 1995;), он лежит в основе человеческого взаимопонимания (Библер 1975). В понятии «диалогическое взаимодействие» акцентируются: коммуникативный (интерсубъективный) аспект - момент совместной деятельности партнеров по общению (Демьянков 1982; Грайс 1985; Ыйм 1985 и др.); деятельностный аспект (Леонтьев 1974, 1979; Иссерс 2003; Brown, Levinson 1987 и др.); структурный аспект (Баранов, Крейдлин 1992; Sacks, Schegloff and Jefferson 1974; Sacks 1987, 1992 и др.); когнитивный аспект - взаимодействие структур знаний коммуникантов (Кубрякова 1991; Демьянков 1994 и др.); социокультурный аспект, отражающий взаимодействие двух концептуальных систем, сформированных в процессе социокультурного развития личностей, которые обладают набором конкретных характеристик, ролей, отношений в системе социума (Белл 1980; Карасик 2002,2004; Формановская 2004 и др.).Любое взаимодействие характеризуется наличием определенной цели и определенного мотива, результативностью, нормативностью. В соответствии с этими факторами коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Иными словами, коммуникативное взаимодействие носит стратегический характер (Goffman 1971). Таким образом, наиболее адекватное отражение диалогическое взаимодействие получает в таком феномене, как дискурсивная стратегия.Изучению стратегий речевого взаимодействия посвящено большое количество работ. Разработка понятий стратегия и тактика речевого общения прежде всего связана с трудами основоположников теории речевых актов (Остин 1986; Серль 1986), Рассмотрение высказывания как орудия речевого действия и воздействия с определенной целью является основополагающим моментом теории речевых актов. В прагмалингвистической теории разрабатывается когнитивное понимание коммуникативной стратегии, которое проявляется в ее характеристике как серии когнитивных операций (Дейк, Кинч 1988; Залевская 1988; Плотникова 1997 и др.). Многочисленные работы посвящены изучению коммуникативных стратегий в рамках теории речевого воздействия (Блакар 1987; Николаева 1990; Петренко 1990; Речевое воздействие 1990; Плотникова 1999; Хобракова 2003). На основе теории аргументации (Ивин 1997; Eemeren, Grootendorst 1996) выделяются аргументативные и псевдоаргументативные (манипулятивные) стратегии и тактики (Сентенберг, Карасик 1993; Панкратов 2000; Полетаева 2001). Описываются коммуникативные техники, нацеленные на подчинение партнера (compliance-gaining studies) - речевые стратегии подчинения (см.: Иссерс 2003). Отдельные исследования посвящены стратегиям самопрезентации (Мытарева 1995; Jucker 1986 и др.).Особое внимание лингвистов привлекают диалоговые типы дискурса, которые обнаруживают как на текстуальном, так и на паратекстуальном уровнях • ^ целый ряд тактик разговора (конверсационных тактик) (Демьянков 1982; Дейк 1989; Борисова 1996 и др.). Нельзя, однако, утверждать, что к настоящему времени мы обладаем исчерпывающей информацией о специфике этого типа коммуникативных тактик. Наиболее детально приемы целенаправленного воздействия на ход диалога описываются в популярных изданиях, посвященных искусству общения (Атватер 1984; Бринкман, Кершер 1996; Беркли-Ален 1997).Большинство существующих работ рассматривают диалоговые стратегии и тактики как однонаправленные акты, где адресат является объектом воздействия.Однако следует иметь в виду, что в основе диалогического общения лежат механизмы взаимодействия, что предполагает наличие активной позиции обоих коммуникантов в управлении ходом интеракции с целью достижения своей основной цели.Выбор той или иной дискурсивной стратегии производится в соответствии с глобальной целью коммуникантов, которой, по мнению ряда ученых, является установка на кооперацию либо отсутствие данной установки, что позволяет говорить о двух типах дискурсивных стратегий: кооперативной (гармоничной), или стратегии сближения, и некооперативной (конфронтационной, дисгармоничной), или стратегии дистанцирования (Сергеев 1987; Тарасова 1992; Рытникова 1996; Плотникова 1998,2000; Gumperz 1982 и др.).Наблюдение за реализацией общих дискурсивных стратегий посредством конверсационных тактик ведется в рамках коммуникативного события диалогического характера, каким является интервью.Исследования интервью последних лет приобрели ряд новых методологических ориентиров. Одним из них является рассмотрение интервью в более широком аспекте речевого поведения. Отсюда изучение его как факта интердисциплинарного подхода, факта, требующего не только собственно лингвистической, но психолингвистической и социолингвистической интерпретации.Ориентация на антропоцентрический принцип в лингвистике, естественно, диктовала сокращение той дистанции, которая существовала между изучением языковой системы и носителями языка, «пользователями» этой системы. Эта установка потребовала обращения к междисциплинарным связям - и более того - утверждения и развития таких наук, в которых два разных объекта (и с онтологической позиции, и методологической) формируют принципиально новый предмет исследования. Т.Г. Винокур справедливо пишет, что «феномен интердисциплинарности, будучи достаточно постоянным свойством процесса познания, лишь принимает разное обличье в зависимости от историко-культурных состояний обществ, в которых развивается наука» (Винокур 1993: 4). Выдвигая в качестве объекта изучения «речевое поведение», Т.Г. Винокур отмечает: «Последнее есть не что иное, как использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах — разномасштабных и многосоставных» (там же: 5). Понятно, что рассмотрение языковой коммуникации при такой постановке вопроса оказалось неотделимым от психолингвистических и социолингвистических категорий.Интервью изучается в контексте разговорной речи в целом, специфика и категории которой стали достижением как зарубежного языкознания (Н. Sacks, Е. Schegloff, G. Jefferson, J. Heritage), так и отечественной лингвистики за последние 30 лет (Т.Г. Винокур, Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, О.Б. Сиротинина и др.). Интервью, имея своим прообразом разговорный диалог, наследует от него определенные приметы разговорной речи, правда, в преобразованном виде: сохраняя лишь частичную спонтанность, ситуативность, но, как правило, весьма приглушенную непринужденность (поскольку публичный диалог носит официальный характер). В основе интеракции в ходе интервью лежат механизмы подобные тем, что используются людьми в повседневном разговоре, что позволяет рассматривать интервью как определенную трансформацию параметров базовой модели коммуникации - разговорного диалога.Новые перспективы в исследовании интервью открываются при рассмотрении его в качестве речевого жанра. Отсюда возможность применения для описания интервью коммуникативного события, «ограниченного в пространстве и времени, мотивированного, целостного, социально обусловленного речевого взаимодействия коммуникантов» (Борисова 2001а: 17). Интервью рассматривается нами как особого рода коммуникативное событие, которому соответствует сложный речевой жанр. Жанр коммуникативного события определяет: 1) тип речевого поведения, задаваемый речевой ролью и регулируемый жанровыми предписаниями; 2) допустимые социальные нормы и правила речевого поведения; 3) стратегию и тактики речевого поведения. «Жанр коммуникативного события, - пишет Борисова, - есть социальная конвенциональная форма организации коммуникативной и практической деятельности участников общения. Речевой жанр - это форма реализации актов коммуникативной деятельности в коммуникативном событии» (Борисова 2001а: 42).Подобный подход к исследованию интервью позволяет взглянуть на него как на интердискурсивное явление, которое приобретает разнообразные формы в зависимости от параметров коммуникативного события и контекста ситуации, в общем.Актуальность работы, таким образом, обусловлена возросшим интересом к механизмам, лежащим в основе межличностного взаимодействия, обеспечивающим эффективность общения, т.е. достижение коммуникантами коммуникативных целей. В связи с возросшим интересом лингвистов к анализу диалогических форм дискурса актуальным, на наш взгляд, является пересмотр и дальнейшее развитие основных положений конверсационного анализа с целью выявления стратегических механизмов, лежащих в основе диалога, в том числе и интервью, которое является своеобразным вариантом проявления базовой модели коммуникации - разговорного диалога.Все вышесказанное определило выбор объекта исследования, в качестве которого выступает интервью, представляющее собой диалогический тип дискурса. С целью получения адекватных результатов исследования межличностного общения коммуникантов нами были использованы как печатные, так и устные формы интервью англоязычных средств массовой коммуникации. Проанализировано около 1000 печатных интервью общим объемом 3000 страниц, а также более 200 часов видеозаписи телеинтервью.Предметом исследования служат дискурсивные стратегии участников интервью, направленные на реализацию основных стратегических целей коммуникантов, которыми являются сближение и дистанцирование, а также конкретные конверсационные тактики, посредством которых осуществляется достижение этих целей.В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи: 1) определить особенности дискурса интервью как диалогического коммуникативного события; 2) проследить особенности реализации интерактивного аспекта общения в интервью; 3) выявить жанровую специфику интервью; 4) выделить прототипическую и периферийные формы интервью внутри соответствующего речевого жанра посредством изучения реализации параметров контекста ситуации; 5) описать стратегическую деятельность участников интервью и выделить некоторые тактики и коммуникативные ходы, способствующие реализации стратегий сближения и дистанцирования.Методологической основой исследования являются следующие основные принципы современной парадигмы языкознания: экспансионизм, который проявляется в использовании данных смежных наук, таких, как психология, герменевтика, антропология, социология и др.; антропоцентризм, что означает неразрывную связь между языком и его носителем; функционализм, состоящий в принятии во внимание всего круга функций языка; экспланаторность, то есть преимущественно объяснительный характер лингвистических исследований, что предполагает ответ на вопрос «Почему?»; принцип гомеостаза, согласно которому действия носителя языка в ряде ситуаций обусловлены необходимостью уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия.Целевые установки и задачи работы определили использование комплексной методики исследования, которая наряду с основным интерпретативным методом, также включает общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, обобщение. В работе широко используются приемы конверсационного анализа, дефиниционного анализа, а также анализ параметров социальной ситуации М. К. Хэллидея и Р. Хасан (Halliday 1989), согласующийся с интерпретативным подходом.Новизна диссертации состоит в том, что в ней предлагается подход к описанию стратегического взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым при активной роли обоих коммуникантов. Демонстрируется зависимость выбора определенной стратегии от коммуникативно-иллокутивных, ролевых и психологических характеристик коммуникантов, а также от типа интервью. Новым является также изучение речевого жанра интервью с позиций конверсационного анализа, что становится возможным благодаря активному проникновению элементов базовой модели коммуникации - разговорного диалога - в сферу институционального общения, к которой принадлежит интервью.На защиту выносятся следующие положения: 1. Речевой жанр интервью реализуется в соответствующем коммуникативном событии, что определяет высокую степень интердискурсивности данного феномена, обусловливающей «проникающий» характер данного речевого жанра во все типы дискурса.2. Коммуникативное поведение собеседников, вступающих в межличностные отношения в ходе интервью, наряду с взаимодействием интенций в коммуникативно-иллокутивном плане, детерминируется также социальными и психологическими особенностями партнеров по общению.3. Прототипом речевого жанра интервью является JOB INTERVIEW, тогда как на периферии находится NEWS INTERVIEW.4. Стратегии и тактики поведения участников журналистского интервью обнаруживают значительное сходство с интерактивными моделями разговора.5. Выбор дискурсивной стратегии и тактик ее реализации зависит от типа журналистского интервью.6. Основными дискурсивными стратегиями участников интервью являются стратегия сближения (кооперативная стратегия) и стратегия дистанцирования (конфликтная стратегия).Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что данная работа вносит определенный вклад в развитие теории коммуникативного поведения, единицей которого является стратегия, определяющая характер диалогического взаимодействия. Дальнейшее развитие получает понятие речевого жанра интервью, которое рассматривается в качестве интердискурсивного феномена. Также следует отметить соотнесенность рассматриваемых в диссертации проблем с современными психологическими и социологическими теориями поведения, что позволяет использовать ее результаты при изучении таких общетеоретических проблем лингвистики, психологии и социологии, как социальная обусловленность коммуникативного поведения, социальная и речевая интеракция, взаимодействие индивидуальных когнитивных миров, психологические установки, потребности и дискурсивные стратегии.Практическая ценность работы состоит в возможности применения ее основных положений в подготовке лекционных курсов по теории коммуникации, дискурсивному анализу («Анализ разговора»), интерпретации текста. Результаты и материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по теории и практике английского языка, а также при написании курсовых и дипломных работ.Апробация работы. Результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации (2001-2004), По теме диссертации сделаны доклады на региональной и межвузовской конференции молодых ученых в ИГЛУ (февраль 2003, февраль - март 2005), на научном семинаре по проблемам речевого воздействия и языковой аргументации в ИГЛУ (2003), на региональной научной конференции (март 2003), а также на 2-ой международной научно-практической конференции в КнАГПУ (июнь 2004). Результаты исследования отражены в пяти публикациях общим объемом 1,41 п. л.Объем и структура работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 190 наименований, в том числе 37 на иностранных языках, использованных словарей и принятых сокращений, списка источников примеров и приложений. Общий объем работы составляет 236 страниц печатного текста.Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются общее направление исследования, его цель, задачи, перечисляются основные методы анализа, обосновывается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы и излагаются основные положения, выносимые на защиту.В первой главе описываются теоретические предпосылки изучения стратегического поведения участников в дискурсе интерактивного характера, каким является интервью. Определяется место интервью в ряде диалогических дискурсов, выявляются параметры, сближающие интервью с прототипической формой коммуникации - разговорным диалогом.Вторая глава посвящена изучению интервью с позиции теории речевых жанров, что обусловливает его понимание как интердискурсивного явления.Проводится анализ параметров реализации контекста ситуации в различных видах интервью с целью выявления прототипической и периферийных форм речевого жанра интервью.В третьей главе описываются основные стратегии межличностного взаимодействия в речевом жанре интервью, выделяются конверсационные тактики реализации основных стратегических целей интервьюера и интервьюируемого, доказывается зависимость стратегического поведения коммуникантов от локальных особенностей развития интеракции.В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и формируются вытекающие из него основные выводы.Приложения содержат материал, необходимый для иллюстрации ряда теоретических положений диссертации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 206 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz