Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Динамика войны: культурфилософский подход. Товстолуцкий, Олег Анатольевич бесплатно
22:24
Скачать Динамика войны: культурфилософский подход. Товстолуцкий, Олег Анатольевич бесплатно
Динамика войны: культурфилософский подход

Диссертация

Автор: Товстолуцкий, Олег Анатольевич

Название: Динамика войны: культурфилософский подход

Справка: Товстолуцкий, Олег Анатольевич. Динамика войны: культурфилософский подход : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Ставрополь, 2006 165 c. : 61 06-9/127

Объем: 165 стр.

Информация: Ставрополь, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА15
11 Культурфилософское понимание войны как основа исследования ее динамики 15
12 Динамика войны на доцивилизационном этапе развития человечества 40
13 Динамика войн доядерного этапа развития цивилизации63
ГЛАВА 2 ДИНАМИКА ВОЙНЫ НА ЯДЕРНОМ ЭТАПЕ ЦИВИЛИЗА
ЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 93
21 Динамика современной войны как динамика мировых войн93
22 Специфика измерения динамики современной войны122

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в дальнейшем комплексном изучении человека, продолжающего использовать насилие в качестве средства своего утверждения в мире.
Противники насилия, отмечая, как далеко зашел человек в его применении, вопрос о будущем современной цивилизации ставят предельно остро: XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе. Однако война не только остается реальностью наступившего века, но и продолжает представлять собой одну из наиболее развиваемых человеком насильственных практик. В начале третьего тысячелетия война предстала в невиданной ранее форме - террористической. С возникновением террористической войны наступила новая историческая веха участия человека в военном насилии. Данная война показала, что субъект, применяющий военное насилие, кардинально изменился. На войну как на способ решения определенного круга проблем сегодня рассчитывают не только государства, но и различные негосударственные объединения и организации. Нередко в качестве субъекта будущих войн признается цивилизация. Отдельные исследователи полагают, что западная и исламская цивилизации уже находятся в состоянии войны.
Наметившийся переход войны с межгосударственного на более широкий уровень социокультурного взаимодействия ведет к существенному изменению конфликтной основы войны. Место, которое в межгосударственных войнах занимает конфликт интересов, в межцивилизационных войнах займет конфликт ценностей. В данном изменении проявляет себя тенденция дальнейшего вторжения войны в сферу культуры, ведущая к превращению межкультурного взаимодействия в глобальную конфронтацию идеалов и ценностей.
Указанные изменения не могут не отразиться на современном облике войны. Распространенный в массовой культуре стереотип «война - это когда воюют, а мир - это когда не воюют» не соответствует сегодня истинному бытию войны. Очевидна необходимость поиска иных культурных средств визуализации для масс форм, в которые облечено современное военное насилие, поскольку отсутствие понимания того, что на суверенной территории под покровом мира могут вестись военные действия, превращает целые народы и государства в потенциальные и реальные жертвы новейших форм военной агрессии.
В условиях, когда война является реальностью современного бытия человечества, а наблюдаемые в ней изменения дают больше оснований для вывода о коренном ее преобразовании, а не о скором ее исчезновении, обращение к исследованию темы динамики войны в философском аспекте является не только практически, но и теоретически значимым.
Теоретическое освещение темы динамики войны позволит продолжить изучение традиционных для философского анализа проблем «человек и война», «война и культура» путем исследования вопросов, которые, когда внимание сосредоточено на определении будущего человека в связи с его отношением к насилию, находятся сегодня в центре научного и общественно-политического обсуждения: каким образом меняется война, по мере того как человек совершенствует свое умение регулировать насилие, приспосабливая к ведению войн его новые виды? Как, используя насилие в виде войны, человек изменил условия своего социокультурного бытия? Есть ли будущее у цивилизации, продолжающей использовать военное насилие?
Исследование динамики войны, исходя из воздействия на этот процесс изменения отношения человека к насилию, актуально также в связи с необходимостью дальнейшего изучения качественного состояния современной культуры, степени ее толерантности, возможности снижения конфликтоген-ности и создания на этой основе оптимальных культурно-адаптационных моделей перехода от культуры войны к культуре ненасильственного мира.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к динамике войны как к ее изменению под воздействием различных факторов достаточно широко представлены в современном научном знании. Изучение литературы показывает, что прослеживается вполне объяснимая существующей дифференциацией наук тенденция раскрытия динамики войны,
1 О исходя из предметной специфики той или иной науки. История , философия , социология3, политология4, психология5 - каждая раскрывает свой аспект этого процесса. Вследствие чего в научном арсенале имеются гипотезы, объясняющие происходящие на протяжении всей истории изменения войны, исходя из воздействия на нее экономического, социально-политического, психологического и других факторов.
Для философского дискурса также характерно аспектное освещение вопросов, составляющих проблемное поле динамики войны, как правило, без использования соответствующего понятия. Наибольшей идейной определенностью и смысловой завершенностью отличается картина динамики войны, представленная в философско-историческом аспекте. Однако имеющееся
1 См. напр.: Александер Б. Как выигрываются войны. - М., 2004; Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. - Жуковский; М., 2001; Локальные войны: История и современность - М., 1981; Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.; СПб., 1995; Проэктор Д.М. Мировые войны и судьбы человечества. - М., 1986.
2 См., напр.: Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1988. - С.635 - 662; Тоффлер Э. Война и антивойна. - М., 2005; Философия освобождения. - М., 2005.
3 См. напр.: Капто А.С. От культуры войны к Культре Мира. - М., 2002; Серебрянников В.В. Социология войны. - М.,1998; Сорокин П.А. Социологическая интерпретация «борьбы за существование» и социология войны // Социология современных войн. - М., 2004. - С. 134 - 184; Социология современных войн. Материалы научного семинара. - М., 2004; Штейнметц Р. Философия войны. - Пг., 1915.
4 См., напр.: Арон Р. Мир и война между народами. - М., 2000; Дугин А.Г. Философия войны. - М., 2004; Месснер Е.Э. Всемирная мятежевойна. -Жуковский; М., 2004; Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. - М., 2004; Серебрянников В.В. Войны России: социально-политический анализ. -М., 1998.
5 См., напр.: Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994; Мин-делл А. Сидя в огне: Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. - М., 2004; Почепцов Г.Г. Психологические войны. - М., 2002; Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке. - М., 1999. здесь знание о динамике войны настолько органично включено в общие концептуальные конструкции исторического развития, что его экспликация и адекватная оценка возможны лишь на основе учета мировоззренческой и методологической специфики данных конкретных философских построений.
В марксизме философская версия динамики войны разработана в контексте формационного подхода к истории. Согласно марксистским взглядам, динамика войны осуществляется под воздействием совокупности социально-экономических факторов и связывается, прежде всего, с изменениями в частной собственности, приводящими к росту классовых антагонизмов, революционного и военного насилия. Она претерпевает изменения по мере формационного развития человечества.1
В цивилизационных концепциях понимание динамики войны различно. Для А. Тойнби, динамика войны подчинена логике имеющего циклический характер цивилизационного развития, непрекращающейся политической борьбе государств за мировую гегемонию. А.Тойнби показывает, что каждый цикл борьбы за гегемонию обязательно включает в себя большую войну и ряд вспомогательных войн, способствующих окончательному утверждению гегемона. Циклический характер изменений войны просматривается в имеющих ясно выраженный культурологический характер философско-исторических построениях Н. Данилевского и О. Шпенглера.3 У этих мыслителей динамика войны представлена в связи со спецификой культурно-цивилизационного развития человечества. С. Хантингтон специфику динамики современной войны связывает с изменением культурных оснований со
См.: Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. - М.,
См.: Данилевский Н.Е. Россия и Европа // Классика геополитики. XIX век. Сб. - М., 2003. - С. 275 - 679; Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов н./Д., 1998. временной политики. Он полагает, что на смену идеологически мотивированным военным столкновениям государств и их коалиций приходят культурно (религиозно) мотивированные военные столкновения цивилизаций.1 Для Э. Тоффлера, определяющим динамику войны является технологический фактор. По его мнению, технические новшества индустриальной цивилизации позволили войне стать актом доведенного до крайности насилия, а человеческое участие в этом насилии сделать значительно более технологичным в сравнении с войнами аграрной цивилизации. Он считает, что современная цивилизация, располагая еще более совершенными технологиями, способна
OI перенести военную борьбу в космическое пространство и в инфосферу.
В философско-исторических концепциях А. Августина, Ф. Аквинского, Тейяра де Шардена и других религиозных мыслителей война развивается под воздействием непрекращающейся борьбы сил добра и зла. Динамика войны оценивается по тому, насколько воюющий человек удаляется от Бога или приближается к нему.3
Как видно, существующие версии динамики войны, представляющие ее в философско-историческом аспекте, предполагают рассмотрение данной проблемы в связи с различными социально-историческими и культурными факторами развития человечества. Представляется, что процесс углубления философского понимания динамики войны сохранит кумулятивный характер и будет предполагать не простую суммацию знания, а его дальнейшую концептуализацию в иных философских аспектах.
1 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М., 2003; он же: Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004.
2 См.: Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. - М., 2005.
См., напр.: Августин Блаженный. О граде Божием. В 4т- М., 1994; Тейяр де Шарден. Время выбора. Возможный смысл войны. // Начало. -1994. - №1. - С.85 - 90; Булгаков С.Н. Размышления о войне. - Знамя. -1993. - №5. - С.147-161; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994. - С.4 - 220.
В этой связи исследование динамики войны в культурфилософском аспекте позволит уточнить понимание универсальности культурного фактора изменений войны и рассмотреть ее историческую и современную динамику в связи с культурной эволюцией человечества. В рамках эволюционного направления развития культурной антропологии война долгое время рассматривалась в качестве важнейшего механизма культурного отбора, действие которого, по сути, превращает культурную эволюцию в экспансию более сильных народов в отношении более слабых, сопровождающуюся подавлением культурной специфики последних. Американские исследователи К. От-тербейн и Р. Нэррел подвергли проверке истинность этих представлений и показали, что война не оказывает столь всеобъемлющего воздействия на культурную эволюцию, как считалось прежде.1
Однако проблема взаимосвязи войны и культурной эволюции человечества нуждается в дальнейшем изучении. Имеется реальная возможность продолжить ее исследование на основе достигнутого понимания культурной эволюции как постоянного усложнения и совершенствования социокультурной жизни и механизмов ее организации, к которым можно отнести и войну, рассмотрев зависимость динамики войны от культурно-адаптационной практики человечества в отношении насилия, изменяющейся в процессе цивили-зационного развития.
Объектом исследования выступает война как социокультурное явление.
Предметом исследования является динамика войны, рассматриваемая в контексте изменения культурно-адаптационной практики человечества в отношении насилия.
Цель исследования: раскрыть сущность культурфилософского подхода к динамике войны, в рамках которого адаптация человечеством насилия к потребностям своего существования и развития представлена в качестве уни
1 См.: Культура: теории и проблемы. -М, 1995. - С. 117-118. версального культурного фактора, определяющего историческую динамику войны и ее современное состояние.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
• уточнить понимание насильственной природы войны и на этой основе исследовать связь между динамикой войны и адаптацией человечеством насилия в процессе цивилизационного развития;
• показать общую картину динамики войн доядерного этапа развития цивилизации;
• выявить тип динамики войны, обусловленный спецификой культурно-адаптационной практики человечества в отношении насилия на до-ядерном этапе развития цивилизации;
• раскрыть особенности динамики современной войны в связи с изменением задач по адаптации насилия на ядерном этапе развития цивилизации;
• рассмотреть специфику измерения динамики современной войны.
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. В качестве философско-методологической базы диссертации использована диалектика, позволившая представить развитие войны в связи с противоречивой деятельностью человечества по адаптации насилия, осуществляемой на протяжении всего исторического развития. Процесс развития истории представлен в исследовании с позиций цивилизационного подхода.
Теоретическое понимание динамики войны как вида социокультурного изменения, осуществляемого под воздействием адаптации человечеством насилия, получено на основе реализации в диссертации идей и принципов, образующих эволюционную парадигму культурантропологии, а также на основе деятельностного подхода к культуре. В рамках указанного подхода адаптация получила выходящую за биологические рамки интерпретацию и рассматривается как возникший на основе приспособительно-преобразовательного отношения человека первоначально к естественной, а затем и к искусственной среде универсальный адаптивно-адаптирующий тип деятельности, с которым связано становление культуры и общества.1
Для воссоздания общей картины динамики войны применены принцип единства исторического и логического, метод исторической реконструкции. На различных этапах исследования активно применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
• раскрыт подход к исследованию динамики войны, позволяющий представить ее в контексте изменения культуры адаптации человечеством насилия к потребностям своего существования и развития;
• показано, что культура адаптации насилия развивается циклически: за циклом, в котором решается задача адаптации насилия в целях обеспечения цивилизованного будущего человечества в целом, следует цикл адаптации к насилию субъектов социокультурного развития в целях сохранения и укрепления своего бытия;
• выявлено, что в рамках исторического цикла адаптации человечеством первобытного насилия к потребностям своего цивилизационного развития формируются предпосылки для возникновения войны как социокультурного явления, а ее динамика осуществляется в рамках следующего цикла -адаптации социокультурных субъектов к сменившему первобытное социально-политическому насилию;
• установлено, что на доядерном этапе развития цивилизации адаптация к социально-политическому насилию приобрела форму адаптации к войне; продемонстрирована связь между адаптацией к войне и динамикой роста войн от «малых» к «большим» и к мировым;
• показано влияние изменения задач по адаптации человечеством насилия на ядерном этапе развития цивилизации на динамику современной
1 См.: Маркарян Э. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973; Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд. -Ростов н./Д., 2005. войны, проявляющее себя в том, что совершаемая в целях гарантированного обеспечения цивилизационного будущего человечества переориентация культурно-адаптационной практики с задач по адаптации к войне на задачи по адаптации войны приводит к смене динамики роста силы войны динамикой роста разнообразия войн.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность предлагаемого подхода к динамике войны состоит в рассмотрении развития войны в связи с культурной эволюцией человечества, адаптирующегося к различным видам насилия, в которых оно вынуждено существовать и развиваться; в представлении культуры адаптации человечеством насилия в качестве постоянно действующего фактора, определяющего динамику войны; в понимании динамики войны как конкретного социокультурного изменения, обусловленного культурной адаптационной практикой человечества в отношении насилия.
2. Культурная адаптационная практика в отношении насилия представляет собой проявление способности общества как социокультурной системы приводить используемые им орудия, без которых оно не может обходиться, пока не изменит способ своего существования, в соответствие со своими потребностями. Культурная адаптационная практика в отношении насилия имеет приспособительно-преобразовательный характер и развивается циклически. За историческим циклом, в котором решается задача глобального преобразования насилия в целях обеспечения цивилизованного будущего человечества в целом (цикл адаптации насилия), следует цикл приспособления к насилию субъектов социокультурного развития в целях сохранения и укрепления ими своего бытия (цикл адаптации к насилию). В ходе последовательной смены данных циклов осуществляется выход человечества из одних форм насилия и появление других форм, в которых оно продолжает существовать.
3. Возникновение войны, рассматриваемое в контексте адаптации насилия, связано с выходом человечества из первобытного насилия. Культурный механизм адаптации насилия и направление его потока в русло войны опосредован политикой. В ходе адаптации насилие, опосредуемое политикой, становится элементом войны. Процесс превращения насилия из «внешнего» по отношению к войне в ее «внутреннее» приводит к развитию войны как системы адаптированного насилия.
4. С момента возникновения войны как системы адаптированного насилия в культурной эволюции человечества начинается новый цикл - цикл адаптации к насилию в виде адаптации к войне. Им охвачен весь этап до-ядерного развития цивилизации. Общим результатом адаптации к войне явились глубокие социокультурные преобразования, приведшие к возникновению, в определенном смысле, унифицированной социальности, предполагающей осуществление постоянной военно-наступательной или военно-оборонной материальной и духовной модернизации общественной жизни, и придавшие процессу культурной эволюции человечества ряд специфических черт.
5. На современном этапе развитие войны приобрело экзистенциально опасные характеристики, что вызвало необходимость формирования новой культурной установки - адаптации войны к условиям цивилизационного будущего человечества. Адаптация войны представляет собой социокультурную регуляцию процесса ее изменения, с тем чтобы война не превратились в деструктивную силу, способную уничтожить человеческую цивилизацию, и предполагает смену динамики роста силы войны динамикой роста их разнообразия. Реализация задач по адаптации войны является свидетельством вступления человечества в новый цикл культурной эволюции - цикл адаптации насилия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации содержат решение ряда актуальных проблем, относящихся к области философии культуры. В диссертации за счет получения нового знания о войне как о подвергшемся социокультурной адаптации насилии предложена культурфилософская трактовка войны как системы адаптированного насилия, позволяющая проследить динамику войны в зависимости от изменения культуры и практики использования человеком насилия в интересах своего существования и развития. В рамках данного подхода показана общая картина динамики войны, выявлены ее тенденции и исторические типы, раскрыта специфика динамики современной войны.
Полученное знание может быть использовано для анализа современного состояния связи между войной и культурой, обусловливающего возможность осуществления поворота в культурной эволюции человечества от культуры мира, развившей в человеке способность воевать, возведя ее в ранг военного искусства, к культуре мира без войн, прокладывающей путь к искусству жизни без насилия.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для уточнения некоторых параметров культурной политики государства, имеющих значение для устранения угроз военной безопасности, связанных с деструктивным воздействием межкультурного взаимодействия на патриотическую компоненту отечественной культуры, выполняющую защитные функции в отношении менталитета сопротивления военно-насильственному давлению на Россию, активно проявлявшему себя на протяжении всей ее истории.
Содержание диссертации представляет интерес для освещения проблем насилия и ненасилия, войны и мира при преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения и выводы работы докладывались на XVIII научно-технической конференции «Ресурсосберегающие методы эксплуатации средств связи» (Ставрополь, 2004), на VII Межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарно-правовые и социально-экономические аспекты подготовки офицерских кадров» (Ставрополь, 2005), во время выступлений на кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ставропольского военного института связи Ракетных войск и Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института).
По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 4,9 п.л.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, содержащие пять параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы из 150 источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz