Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:20
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: психогенетический анализ. Пьянкова, Светлана Дмитриевна бесплатно
05:55
Скачать Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: психогенетический анализ. Пьянкова, Светлана Дмитриевна бесплатно

Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: психогенетический анализ

Диссертация

Автор: Пьянкова, Светлана Дмитриевна

Название: Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: психогенетический анализ

Справка: Пьянкова, Светлана Дмитриевна. Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: психогенетический анализ : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2003 152 c. : 61 04-19/154-7

Объем: 152 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава I Изучение когнитивного развития в генетике поведения
11Основные принципы и методы изучения развития в генетике поведения
12Основные модели развития в генетике поведения
13 Исследование когнитивного развития в генетике поведения
14 Постановка проблемы исследования
Глава II Интеллект как психологическая реальность: единство структуры и функции
21 Определения интеллекта: области согласия
22 Культурно-историческая теория высших психических функций
ЛС Выготского
221 Следствия теории культурно-исторического развития высших психических функций для генетики развития
222 Мера генотипических влияний как функция опосредствованности признака: эмпирические исследования
23 Структурно-уровневый подход БГ Ананьева
24 Единая теория психических процессов ЛМ Веккера
241 Субтеория иерархии психических носителей
242 Следствия единой теории психических процессов для генетики развития
243 Теория ЛМ Веккера и когнитивная психология
25 Интеллект как форма организации ментального опыта: модель
МА Холодной
26 Умственное развитие как прогрессирующая дифференциация когнитивных структур: концепция НИ Чуприковой
27 Рабочие определения и общие гипотезы исследования
Глава Ш Общая схема, выборка и методики исследования
31 Схема и выборка исследования
32 Методики исследования
321 Конвергентные способности
322 Обучаемость
323 Когнитивно-стилевые особенности
33 Статистические методы исследования
Глава IV Природа вариативности структурно-функциональных когнитивных характеристик и их взаимосвязей с интеллектом
41 Природа вариативности структурно-функциональных когнитивных характеристик
411 Суммарные показатели выполнения методик
412 Показатели выполнения разных этапов деятельности
413 Выводы по результатам анализа природы частных когнитивных характеристик
42 Возрастная динамика когнитивной интегрированности
421 Суммарное количество взаимосвязей частных когнитивных характеристик и интеллекта
422 Количество взаимосвязей частных когнитивных характеристик и различных измерений интеллекта
423 Взаимосвязи отдельных когнитивных характеристик и интеллекта
424 Выводы по результатам анализа возрастной динамики когнитивной интегрированное™
43 Природа совместной вариативности частных и общих когнитивных характеристик
431 Показатели наглядного моделирования
432 Показатели обучаемости
433 Показатели прогнозирования
434 Особенности понятийной категоризации
435 Выводы по результатам анализа совместной вариативности частных и общих когнитивных характеристик
44 Дифференциально-психологический анализ динамики когнитивной интегрированное™ 125 441 Выводы по результатам дифференциально-психологического анализа динамики когнитивной интегрированное™

Введение:

Актуальность исследования. Проблема формирования высших психических функций имеет особое значение для выявления общепсихологических закономерностей развития (Выготский, I960, 1982; Леонтьев, 1972; Ананьев, 1977, 1980; Запорожец, 1986; Венгер, 1978, 1986). В последние годы становится все более очевидным, что. методы психогенетики являются мощным инструментом изучения онтогенетических процессов. Исследовательские схемы генетики поведения позволяют получать информацию как о генетических, так и о средовых детерминантах развития, недоступную никаким иным методам психологического исследования (Plomin et al., 1988; DeFries et al., 1994; Егорова, 2000).
Накопленные современной психогенетикой данные свидетельствуют о том, что в процессе онтогенеза роль генотипа в изменчивости когнитивных характеристик с возрастом увеличивается, при этом генотип-средовое соотношение варьирует в зависимости от типа переменной и параметров среды (Nichols, 1978; Matheny, 1990; McGue et al., 1993; Ceci, 1993; Cairns et al., 1993; Cardon, 1994; Plomin et al., 1997; Plomin et al., 1997; Bronfenbrenner, Ceci et al., 1997; Зырянова, 1992; Егорова, 2000). Показано, что факторы генотипа влияют на стабильность и изменчивость показателей психометрического интеллекта - на протяжении длительных временных интервалов сохраняются одни и те же генетические влияния, а в определенных возрастах появляются новые (Fulker et al., 1993; Cherny et al., 1997; Bishop et al., 2003). Выявлена роль генотипа в возрастных изменениях структуры психологических признаков, а также в сохранении преемственности развития в периоды дезинтеграции когнитивной сферы (Егорова, 2000).
В целом совокупность эмпирических данных психологии и генетики поведения свидетельствует о том, что модифицирующие средовые влияния, с одной стороны, являются критическими для когнитивного развития, с другой - только их действием нельзя объяснить динамику становления зрелого интеллекта. Однако вопрос о взаимосвязях между качественными аспектами реализации когнитивных способностей и уровнем генетического контроля ставится лишь в немногочисленных исследованиях генетики поведения; такая традиция характерна в основном для отечественных исследований. В частности, зафиксировано изменение в онтогенезе генотип-средовых соотношений под влиянием возраста, средового контекста, степени дифференцированности-интегрированности, психологического содержания признака и его места в факторной иерархии (Лурия 1962; Аверина, 1983; Михеев, 1978; Мозговой, 1978; Мухаматулина, 1987; Егорова, 2000; Зырянова, 1992). Таким образом, вопрос о причине возрастных изменений в детерминации когнитивных функций пока нельзя считать окончательно решенным. Отечественными исследователями (Егорова, 1988; Равич-Щербо, 1988, 2001) подчеркивается значимость проблемы поиска закономерностей изменения генотип-средовой регуляции психологических признаков. Именно этим обусловлена актуальность соотнесения подходов к развитию в генетике поведения с общепсихологическими представлениями о развитии когнитивной сферы, о ее качественных и структурных возрастных изменениях.
Объект исследования: генетические детерминанты когнитивного развития.
Предмет исследования: компоненты фенотипической изменчивости, фенотипические и генетические взаимосвязи когнитивных характеристик.
Цель работы - исследование природы вариативности частных когнитивных характеристик и природы их взаимосвязей с интеллектом; анализ возрастных закономерностей целостного когнитивного развития.
Основная гипотеза исследования: факторы генотипа вносят вклад во взаимосвязи частных и общих когнитивных характеристик и в преемственность когнитивного развития.
Задачи исследования: 1) отобрать когнитивные характеристики, связанные с формированием общего интеллекта, 2) исследовать природу вариативности этих характеристик, 3) проанализировать динамику возрастных изменений во взаимосвязях общих и частных когнитивных характеристик, 4) исследовать природу взаимосвязей когнитивных характеристик разного уровня интегральности, 5) рассмотреть динамику когнитивной интегрированности в группах испытуемых с разным уровнем психометрического интеллекта.
Методологическая и теоретическая база исследования:
• основные положения культурно-исторической теории высших психических функций JI.C. Выготского (1960, 1982), следствия которой для генетики развития сформулированы А.Р. Лурия (1962);
• теоретические положения и исследовательские схемы современной генетики поведения;
• общенаучные принципы системного подхода в приложении к исследованию психологии интеллекта (Ананьев, 1971, 1977, 1980; Веккер, 1974, 1976, 1981,1998; Холодная, 1997; Чуприкова, 1997).
Все эти положения обеспечивают поиск механизмов формирования взаимосвязей внутри системы единого интеллекта, выявление роли генетических факторов в сохранении и развитии этой целостности.
Новизна исследования. Проблема детерминации когнитивного развития в данном исследовании рассматривается под новым утлом зрения - в контексте системной парадигмы в общей психологии и с учетом накопленных психогенетикой эмпирических данных. Это позволяет уточнить теоретические представления о целостности когнитивного развития, детерминированного биологически и социально. Роль генотипа во взаимосвязях частных и общих когнитивных характеристик исследуется на значительном отрезке онтогенеза - в период от дошкольного до юношеского возраста (от 6 до 16 лет), когда происходят существенные изменения в качественных механизмах когнитивного функционирования. б
Показано, что влияние обучения меняет генотип-средовые соотношения в изменчивости когнитивной функции только на некоторых стадиях онтогенеза; процессы дифференциациии и интеграции в развитии находятся под влиянием генотипа; более высокому уровню интеллекта соответствует большая когнитивная дифференцированность.
Практическая значимость исследования. Учет генотип-средовых механизмов когнитивного развития, выявление периодов максимальной чувствительности психической функции к средовым воздействиям позволяет применять результаты исследования на практике - для разработки методов психодиагностики и направленного воздействия на когнитивное развитие, а также методов индивидуализированного обучения. Лонгитюдные данные о динамике умственного развития позволяют использовать конкретные диагностические методы для прогнозирования уровня психометрического интеллекта на разных стадиях онтогенеза.
Схема исследования определяется его целями и задачами, а также общим принципом экспериментального изучения развития: анализ структуры психологических характеристик требует анализа фенотипических (наблюдаемых) и генотипических (латентных) взаимосвязей, а также онтогенетических изменений структуры связей (Егорова, 2000).
Эксперимент организован по лонгитюдной схеме с применением близнецового метода. Исследование проводилось на одной и той же выборке детей-близнецов в трех возрастах - в 6, 7 и 10 лет. Для реализации целей исследования привлекались собранные коллективом исследователей данные Московского лонгитюдного исследования близнецов 6-16 лет. При диагностике когнитивных характеристик использовались как широко распространенные, так и специально сконструированные методы.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Уровень взаимосвязанности когнитивных характеристик на фенотипическом и генотипическом (латентном) уровнях нелинейно меняется соответственно качественным изменениям когнитивной сферы в процессе развития, что проявляется в следующем: а) наиболее выраженные изменения в паттернах фенотипических и генетических корреляций наблюдаются в критические возрастные периоды; б) изменение в процессе онтогенеза паттернов генетических корреляций закономерным образом соотносится с изменением паттернов фенотипических корреляций; в) уровень интегрированное™ частных и общих когнитивных характеристик выше на ранних стадиях развития и на стадии формирования зрелого интеллекта; г) группы детей с различным уровнем интеллекта различаются по уровню дифференцированности когнитивной сферы.
2. Качественные изменения когнитивного функционирования проявляются в изменении оценок наследуемости под влиянием факторов возраста, обучения, актуального средового контекста.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях лаборатории онтогенеза индивидуальных различий ПИ РАО; на научной сессии ПИ РАО; на всесоюзных, российских и международных конференциях и симпозиумах: 16-й международный коллоквиум школьных психологов, Словакия, 1993; I Всероссийская конференция по психологии, Москва, 1996; 19-й международный коллоквиум "Непрерывность и изменения", Венгрия, 1996; Всероссийская конференция памяти А.Р. Лурия, Москва, 2002.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы, содержит таблицы и рисунки.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz