Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:18
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Деменкова, Наталья Геннадьевна бесплатно
22:18
Скачать Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Деменкова, Наталья Геннадьевна бесплатно

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Диссертация

Автор: Деменкова, Наталья Геннадьевна

Название: Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Справка: Деменкова, Наталья Геннадьевна. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 / Деменкова Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т] Благовещенск, 2007 241 c. : 61 07-12/2181

Объем: 241 стр.

Информация: Благовещенск, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-правовые основы нецелевого использования бюджетных средств
§ 1 Понятие и виды нецелевого использования бюджетных средств
§2 Нецелевое использование бюджетных средств как административное правонарушение и нарушение бюджетного законодательства
Глава II Особенности применения мер административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
§1 Общая характеристика юридической ответственности, установленной за нецелевое использование бюджетных средств
§ 2 Юридическая сущность административной ответственности как средства принудительного обеспечения исполнения бюджетного законодательства
§3 Привлечение к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств: проблемы правоприменительной практики
Глава III Финансово-бюджетный контроль как мера обеспечения целевого использования бюджетных средств
§1 Понятие и сущность финансово-бюджетного контроля
§2 Полномочия и правовое положение государственных органов, осуществляющих контроль за целевым использованием бюджетных средств

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования. В конституционно-правовом, социально-ориентированном обществе принято, чтобы граждане знали, каким образом и на какие цели государство расходует средства, которые налогоплательщики зарабатывают и передают в распоряжение властей для использования на общественные нужды.
Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего, причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни. В связи с этим, именно финансово-бюджетный контроль является гарантом эффективной и прозрачной системы управления государственными финансами, ответственного и строго целевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также неукоснительного соблюдения финансовой дисциплины.
По данному вопросу в Бюджетном послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин отметил, что «к настоящему времени в России созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам, уровень управления общественными финансами. В этих условиях многократно возрастает ответственность за выбор наиболее эффективных способов осуществления государственных расходов, учет не только краткосрочных, но и долгосрочных последствий принимаемых сегодня решений»1.
1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 гг. от 9 марта 2007 г. // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. №7.
В последнее время достаточно активно реализуются национальные проекты в наиболее важных социальных областях - в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищном строительстве. Для достижения поставленных Президентом Российской Федерации целей Правительству Российской Федерации, региональным властям и органам местного самоуправления необходимо сконцентрировать административные и финансовые ресурсы для эффективного использования бюджетных средств в данных областях.
Повышение качества услуг в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищном строительстве объективно требует обеспечения дополнительными финансовыми средствами, в связи с чем ужесточение государственного финансово-бюджетного контроля за целевым использованием бюджетных средств стало очевидным. В этих условиях особую важность приобретают вопросы законности в области реализации национальных проектов, а также возрастает значимость органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере. Однако для того, чтобы оценить практику применения норм в указанной области, необходимо отметить следующее.
В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное закрепление категории «бюджетные средства», а критерии признания отдельных случаев использования бюджетных средств в качестве нецелевого использования зачастую являются спорными, что не может не вызывать разного рода проблем правового характера при назначении и применении к нарушителям соответствующих мер государственного принуждения, в том числе мер административной ответственности. Поэтому для правильной квалификации правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, необходимо четко определить категории «бюджетные средства» и «нецелевое использование», что способствовало бы более эффективному осуществлению финансово-бюджетного контроля. Следовательно, актуальность темы диссертационного исследования, прежде всего, связана с потребностью построения полной, актуализированной категориальной основы, что позволит более результативно и методически грамотно применять нормативные правовые акты, устанавливающие административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Нуждается во всестороннем анализе практика применения норм об административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, так как этот вопрос законодательно до конца не урегулирован. Для корректировки законодательной политики государства и восполнения пробелов правовой регламентации ответственности на стадии исполнения наказания за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, необходима детальная правовая доработка на уровне федерального законодательства порядка взыскания штрафов за нецелевое использование бюджетных средств, а также порядка «добровольного» возмещения ущерба, причиненного данным правонарушением.
Принятие Закона о государственном финансовом контроле позволило бы более эффективно осуществлять контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов государства, государственной собственности, способствовало укреплению бюджетной дисциплины и экономической безопасности государства, в том числе сокращению числа случаев, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, растущим числом налоговых правонарушений, нарушений бюджетного законодательства, экономических преступлений и вывозом российского капитала за границу.
Вышеизложенное обуславливает актуальность теоретической и практической значимости диссертационного исследования и свидетельствует о необходимости комплексного и системного изучения норм права, касающихся вопросов административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств с целью восполнения пробелов действующего административного и бюджетного законодательства.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении норм об административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Предметом диссертационного исследования является совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, нормы административного и финансового законодательства, материалы судебной и правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Цель диссертационного исследования состоит в определении на основе достижений юридической науки и действующего административного и бюджетного законодательства правовой природы административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, а также разработке и обосновании теоретических и практических выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования вопросов административной ответственности за данный вид правонарушений.
Для достижения указанной цели диссертационного исследования поставлены следующие задачи, имеющие научно-практическое значение:
•сформулировать определение категории «бюджетные средства» и выделить виды нецелевого использования бюджетных средств;
• разграничить и проанализировать составы административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств;
• раскрыть юридическую сущность содержания категорий «административная ответственность» и «финансовая ответственность», изучить их основные характеристики, отличительные особенности и взаимосвязь;
• исследовать проблемы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств;
• сформулировать определение категории «финансово-бюджетный контроль» как меры обеспечения целевого использования бюджетных средств;
• изучить полномочия и правовое положение государственных органов, осуществляющих контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Теоретическая основа диссертационного исследования. Исходной базой для диссертационного исследования стали труды, посвященные общетеоретическим проблемам юридической ответственности, в том числе вопросам административной ответственности таких ученых, как С. С. Алексеев, А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, В. С. Венедиктов, Б. Н. Габричидзе, В. И. Гойман, О. С. Иоффе, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, Д. А. Липинский, А. П. Лончаков, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянц, Д. М. Овсянко, А. С. Пиголкин, Б. В. Россинский, И. С. Самощенко, Ю. Н. Старилов, М. С. Строгонович, И. В. Тимошенко, В. Н. Хропанюк, А. Г. Чернявский, Е. В. Черных, М. Д. Шаргородский и др.
Отдельным проблемам ответственности в финансовой и бюджетной сфере посвящены работы О. М. Гейхмана, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Ю. В. Друговой, В. А. Жукова, М. В. Карасевой, И. Ш. Килясханова, А. Н. Козырина, Ю. А. Крохиной, В. М. Мандрица, А. А. Мусаткиной, Г. Б. Поляка, Д. А. Ремихановой, М. В. Романовского, А. В. Румянцева, А. Ю. Савина, Н. А. Саттаровой, О. В. Староверовой, С. В. Степашина, Н. С. Столярова, А. А. Тедеева, Н. И. Химичевой, Л. Я. Хориной, С. О. Шохина, Н. Д. Эриашвили и др.
Существенный вклад в развитие научных представлений о механизме правового регулирования ответственности за нецелевое использование бюджетных средств внесли Д. А. Бойков, А. Г. Карпов, О. С. Русакова, Р. Р. Фазылов, однако, их диссертационные исследования лежат в плоскости уголовного права и, следовательно, посвящены уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
Отдельные вопросы административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств рассматривались в работах Ю. В. Друговой, Ю. А. Крохиной, А. А. Мусаткиной, О. И. Юстуса. В целом же специальных комплексных научных исследований, посвященных анализу вопросов административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, не проводилось, что также подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования. При решении поставленных задач автор опирался на методы познания, выявленные современной наукой и апробированные практикой. В частности, в диссертационном исследовании применялись общенаучные методы (диалектический, системный, методы анализа и синтеза) и частно-научные (формально-юридический, с помощью которого автор исследовал внутреннее строение правовых норм и проводил анализ источников права, а также метод сравнительного правоведения).
Теоретической основой исследования являются работы ученых в области теории государства и права, конституционного, административного и финансового права, посвященные проблемам административной ответственности и финансового контроля, составной частью которого является финансово-бюджетный контроль.
Эмпирическую основу исследования составляют:
•Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти;
•акты правосудия, выраженные в постановлениях судебных органов по вопросам привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств;
•аналитические материалы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Счетной палаты Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые после принятия и введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведено комплексное исследование проблемы правового регулирования административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Разграничиваются составы административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств, особо выделяются и предлагаются авторские решения проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения в данной сфере.
Комплексному исследованию подвергнуты категория «бюджетные средства» (в широком и узком смысле), виды лецелевого использования бюджетных средств и категория «финансово-бюджетный контроль», а также дана характеристика бюджетной ответственности как разновидности финансовой, с целью единообразного толкования норм административного и бюджетного законодательства в вопросах применения административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. С учетом принципов бюджетной системы Российской Федерации и в целях совершенствования механизма привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, категорию бюджетные средства» предлагается рассматривать в двух аспектах. В широком смысле бюджетные средства представляют собой денежные средства, зачисленные в доход (зачисленные на счет) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетные средства в узком смысле - это денежные средства, фактически распределенные главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям, соответственно, в формах, предусмотренных БК РФ.
2. Обосновывается позиция о признании бюджетной ответственности как разновидности финансовой ответственности. Бюджетную ответственность характеризуют следующие признаки:
• наличие собственных источников;
• основанием бюджетной ответственности является совершение нарушения бюджетного законодательства, которому присущи все элементы правонарушения;
• бюджетная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий, выраженных в применении мер государственного принуждения к нарушителям бюджетного законодательства;
•меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства применяются уполномоченными должностными лицами и уполномоченными органами, в соответствии с закрепленной компетенцией и в установленном законом порядке.
3. Во избежание дублирования норм КоАП РФ и БК РФ доказывается необходимость установления в ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ мер административной ответственности только в отношении должностных лиц, а в БК РФ - мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства в отношении получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений или иных организаций, имеющих право на получение бюджетных средств). Диссертантом разработаны проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных првонарушениях по отдельным вопросам нецелевого использования бюджетных средств» и проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 289 Бюджетного кодекса РФ», в которых предлагаются соответствующие поправки.
4. В целях соблюдения принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию предлагается исчислять размер административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в размере от двух третей до одного размера суммы нецелевого использования бюджетных средств.
5. По причинам незначительной численности населения и социально-территориальных особенностей многих муниципальных образований, автором аргументируется необходимость внесения в предлагаемый проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных првонарушениях по отдельным вопросам нецелевого использования бюджетных средств» изменений в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которым дела в отношении средств местных бюджетов должны рассматривать мировые судьи.
6. Учитывая специфику административных правонарушений в области бюджетного законодательства и сложность их выявления, обосновывается причина отнесения нецелевого использования бюджетных средств к категории длящихся правонарушений. Такой подход соответствует природе бюджетных правоотношений и принципам бюджетного процесса, а также особенностям стадии исполнения бюджета.
7. Формулируется авторское определение финансово-бюджетного контроля. Финансово-бюджетный контроль, являясь неотъемлемой частью финансового контроля, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то органов за соблюдением бюджетного законодательства на стадиях бюджетного процесса (на стадиях составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения, на стадии исполнения бюджета, составления и утверждения отчета о его исполнении), а также деятельность по выявлению и предотвращению нарушений бюджетного законодательства.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные автором теоретические выводы и практические предложения вносят определенный вклад в правовую науку, а также могут быть использованы в дальнейших научных и законодательных разработках.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Результаты исследования имеют важное значение для совершенствования административно-правовой деятельности и для повышения эффективности работы органов финансово-бюджетного контроля всех уровней.
2. Избранная тема исследования имеет важное практическое значение в работе по совершенствованию федерального и регионального законодательства.
3. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по дисциплинам «Административное право» и «Финансовое право».
Апробация результатов исследования. Рецензирование и обсуждение диссертационной работы проводилось на кафедре конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета.
Основные положения, выводы и рекомендации, выработанные в ходе исследования, нашли свое отражение в научных публикациях и докладах на научно-практических конференциях, таких как III Международная научнопрактическая конференция (г. Пенза, 2006 г.), III Всероссийская научно-практическая конференции и V Всероссийской научно-практическая конференция (г. Пенза, 2006 г.).
Отдельные результаты исследования внедрены в образовательный процесс Амурского государственного университета и используются при проведении занятий по учебным дисциплинам «Административное право» и «Финансовое право».
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz