Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:14
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся. Нечаева, Екатерина Аркадьевна
23:16
Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся. Нечаева, Екатерина Аркадьевна
Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся

Диссертация

Автор: Нечаева, Екатерина Аркадьевна

Название: Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся

Справка: Нечаева, Екатерина Аркадьевна. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Нечаева Екатерина Аркадьевна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота] Калининград, 2008 215 c. : 61 08-13/237

Объем: 215 стр.

Информация: Калининград, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
11 Сущность мультикультурного коллектива учащихся
12 Готовность педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся как педагогическая проблема
13 Состояние проблемы мультикультурного образования за рубежом
14 Проблема профессиональной деятельности педагога в мультикультурной среде в отечественной теории и практике образования
Выводы по первой главе
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
21 Научные подходы к подготовке педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной среде
22 Модель подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся
23Экспериментальное исследование модели подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Современное мировое сообщество находится на сложном этапе исторического развития, характеризующимся нарастанием1 этнических и религиозных конфликтов, чередующихся вспышками ксенофобии и экстремизма, приобретающих в своих крайних проявлениях формы насилия и террора. Все прогрессивные силы сегодня направлены на поиск путей снижения социально-психологической напряженности, на установление гражданского согласия и примирения. Становится' все более и более очевидным, что современное общество должно развиваться в рамках мультикультуры, когда признается равенство всех культур, воспитывается терпимое отношение к культурному многообразию и различиям и полностью исключаются расизм, тоталитаризм и любая дискриминация по национальному, религиозному, социальному, половому и другим признакам.
Поликультурализм, являющийся непременным атрибутом мультикультуры, связывает поддержание разнообразия с созданием максимально благоприятных условий для развития позитивной этнической идентичности, т.е. самоутверждения личности и культурных групп в своих правах, в свободе самореализации, укрепления достоинства и предполагает способность личности к интеграции в другие культурные формации. Учителя XXI века призваны гибко реагировать на вариативность и динамичность процессов, происходящих в экономике, политике, социальной жизни общества; адаптироваться в условиях профессиональной деятельности, в частности, в мультикультурном коллективе учащихся. Задачи, которые в настоящее время стоят перед современной школой, требуют готовности учителей к их реализации.
Педагог, который требуется сегодня образовательному учреждению, должен быть нацелен на гуманизацию всего процесса образования, на деятельность в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования, на отказ от авторитарных способов общения (воздействия). Гуманизация образования направлена на обеспечение становления личности ученика, формирование его духовно-нравственной сферы. Педагог должен строить систему взаимодействия с учащимися нестандартно, учитывая особенности его личности, этническую принадлежность, общий психологический контекст и особенности собственной педагогической индивидуальности.
Для успешного решения названного класса педагогических задач необходимо достижение педагогами определенного уровня профессионального развития, характеризующегося наличием системы профессионально-важных качеств, охватывающих все стороны его индивидуальности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин).
До недавних пор в профессиональной подготовке педагогов не уделялось достаточного внимания психолого-педагогическим аспектам преподавания в условиях мультикультурной среды. Вместе с тем, в принятой на период до 2010 года Концепции модернизации образования сказано, что «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» [50].
Проблемы совершенствования взаимодействия педагога и учащихся в мультикультурном образовательном пространстве обусловливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов. В связи с этим происходит осмысление педагогических условий подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся, а также определение эффективных форм организации данного процесса.
В современных условиях сложились теоретические предпосылки для 4 исследования проблемы подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной среде. Исследована сущность профессиональной готовности специалиста в многочисленных работах ученых Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Г.А. Бокарева, Ю.А. Бондарев, В.А. Денбров, Е.Н. Кикоть, И.Б. Кошелева, A.M. Подрейко и др.), в которых' рассмотрены уровни готовности, выявлены условия и средства ее развития. Вместе с тем в данных исследованиях, ориентированных на разных специалистов, не уделяется внимание готовности педагога. Этот феномен обстоятельно исследован в работах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сла-стенина, но и в этих исследованиях понятие готовности педагога не включает мультикультурного аспекта.
Проблемы мультикультурного образования разрабатывались Д. Бенксом, Л.Ф. Гайсиной, О.В. Гукаленко, Р.В. Назаровой, Г.В. Палаткиной и др. Учег ные определили сущность мультикультурного образования, поликультурного воспитания, межкультурного образования, интеркультурного образования и др.; исследовали отдельные вопросы о субъектах, функциях, содержании и целях мультикультурного образования, отметили важность в педагогике межэтнического диалога.
Теоретические основы профессиональной подготовки учителя были представлены в трудах Е.А. Гудкова, Н.В. Кузьминой, JI.H. По дымовой, В.А. Сластенина, Н.В. Янкиной. Ученые исследуют закономерности развития профессиональной готовности педагогов и студентов к деятельности в образовательной среде, формулируют принципы, предлагают технологии формирования профессиональной готовности педагога.
Проблемы обучения в контексте диалога культур рассматриваются в работах B.C. Библера, Е.И. Пассова и др. Дидактические и прикладные аспекты образовательной подготовки будущего учителя к межкультурному взаимодействию рассматриваются Н.Д. Гальсковой, А.Ю. Горячевым, В.В. Сафоновой, особенности педагогики взаимодействия в современном образовательном процессе В.А. Беликовым, Е.В. Коротковой, Н.Ф. Родионовой.
В названных выше исследованиях готовность педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе специально не изучалась.
С целью определения степени разработанности рассматриваемой проблемы нами были проанализированы ныне действующие государственные образовательные стандарты педагогических специальностей высшего и среднего профессионального образования. Из проведенного анализа были сделаны выводы, что имеющиеся в стандартах программы не раскрывают содержания основного понятия "профессиональная деятельность в мультикультурном коллективе учащихся". Хотя некоторые дисциплины в определенной степени рассматривают отдельные аспекты интересующей нас проблемы, элементы, присутствующие в содержании дисциплин, не заложены в виде определенной системы. Таким образом, материал каждой рассматриваемой дисциплины и их совокупность фактически не ориентируют на овладение компетенциями для работы с представителями других этнокультурных групп.
Проводимое нами специальное педагогическое исследование в различных учебных заведениях показало, что большинство преподавателей города Калининграда испытывает определенные затруднения при работе с мульти-культурным коллективом. Причиной этого является отсутствие у педагогов компетенций, необходимых для эффективной работы в мультикультурной среде, или недостаточная их сформированность.
Отсутствие системной работы по данному направлению в профессиональной подготовке будущих педагогов и в педагогических коллективах образовательных учреждений является очевидной причиной роста проявлений этнофобии и бытового .национализма в нашей стране. Во-первых, проведенные в среде педагогов опросы показали, что 32.3% респондентов считают наше общество закрытым для иммигрантов, 47.9% считают Калининградскую область подготовленным к приему иммигрантов, а 74.2% видят острую необходимость в своевременной подготовке населения во избежание негативных последствий, подобных тем, что имели место в Воронеже, Санкт-Петербурге, Кондопоге и других городах. На вопрос, умеют ли педагоги гоб товить своих воспитанников к межкультурному взаимодействию, лишь 25.0% ответили положительно, а вопрос о средствах эффективной помощи в адаптации учащихся-иммигрантов, как правило, оставался без ответа. Учителя объясняют это тем, что процесс профессиональной подготовки не нацеливает их на решение этой проблемы. На вопрос, каких знаний не хватает современному учителю, работающему в мультикультурном коллективе, - 13.3% опрошенных считают, что им не хватает знаний по этнопедагогике, 68.7% -по этнопсихологии, а 24.2% хотели бы познакомиться с основами миграционного права.
Считаем положительным явлением тот факт, что практически каждый участник опроса выразил желание получить дополнительные знания по данной проблеме. Практика показывает, что преподаватели средних и высших специальных учебных заведений не уделяют специального внимания подготовке студентов-будущих учителей к деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.
Во-вторых, наше исследование показало, что теоретических и методических пособий и рекомендаций по этому вопросу недостаточно. В ходе бесед с учителями выяснилось^ что они испытывают необходимость в проведении специальных семинаров, касающихся сущности педагогического общения в условиях мультикультурной среды, выбора педагогических средств воздействия на учеников и студентов, создания и разрешения специальных ситуаций, возникающих при работе в мультикультурном коллективе, т.е. нуждаются в специально разработанных методических пособиях, помогающих преодолеть вышеперечисленные трудности. Более половины педагогов придерживаются мнения, что региональное министерство и правительство должно внести существенные коррективы в систему переподготовки педагогических кадров в связи с ожидаемыми демографическими изменениями.
Таким образом, есть основание утверждать, что в теории и практике педагогической деятельности сложились в качестве основных следующие противоречия:
• между объективной-необходимостью осуществлять профессиональную деятельность в условиях мультикультурной среды и отсутствием специальной подготовки педагогов к такой деятельности;
• между потребностью в подготовке педагогов к успешной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся и неразработанностью организационно-педагогических условий такой подготовки.
Названные противоречия позволили, сформулировать следующую проблему исследования: какие организационно-педагогические условия обеспечат достаточно эффективную подготовку педагога для работы в мультикультурном коллективе учащихся? Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная методологическая, теоретическая, методическая и практическая разработанность для эффективного образовательного и воспитательного процесса послужили необходимым основанием для определения темы диссертационного исследования: «Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся».
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.
Объект исследования: подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.
В основу проводимого исследования положена идея о том, что подготовка педагога к эффективному взаимодействию с учащимися мультикультурного коллектива должна основываться на интеграции следующих научных подходов: аккультурационного, диалогового, социально-психологического, ком-петентностного, конфликтоориентированного, этнографического, андрагоги-ческого, этнопедагогического и концепции индивидуальности человека. Нам представляется, что именно названные подходы, во-первых, отражают суть 8 рассматриваемых явлений (совместное обучение детей, социализация в мультикультурном коллективе, компетентность педагогов в области воспитания детей в мультикультурном обществе и др.), во-вторых, позволят определить стратегию и тактику подготовки педагогов к решению возникающих проблем (выяснение особенностей воспитания и развития детей-представителей разных культур, специфики общения с ними и их родителями, взаимодействие всех членов педагогического коллектива в решении педагогических задач по воспитанию мультикультурного коллектива и др.).
В основу проводимого исследования положена гипотеза: подготовка педагогов к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся позволит развить их профессиональную компетентность, если будут реализованы условия, предусматривающие специальную организацию дополнительного образования и самообразования педагогов на основе понимания сущности мультикультурного коллектива учащихся; если цели, содержание и способы специальной подготовки учителей будут отвечать потребностям мультикультурного коллектива учащихся в учете особенностей и интересов национальных групп, в оптимизации процессов культурной адаптации, в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов, а также самореализации каждой личности при сохранении этнической идентичности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность мультикультурного коллектива учащихся.
2. Определить состояние проблемы подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе в отечественной и зарубежной теории и практике образования.
3. Выявить современные научные подходы к подготовке педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе.
4. Разработать модель специальной подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.
5. Проверить экспериментальным путем разработанную модель.
Методологическая база исследования включает положения современной философии образования о деятельности как активной форме отношений и о человеке как субъекте деятельности и отношений (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, C.J1. Рубинштейн и др.); методологию и методы педагогического исследования (Н.М. Амосов, JI.B. Байбородова, В.В: Краевский, И.Я. Лернер, М.В. Кларин, М.И. Рожков, С.Л. Паладьев, М.Н. Скаткин и др.); дифференциально-интегральный подход к изучению педагогических явлений (Г.А. Бокарева, М.Ю. Бокарев).
Теоретическую базу исследования составляют разработанные в зарубежной и отечественной педагогике аккультурационный, диалоговый, социально-психологический, компетентностный, конфликтоориентированный, этнографический, андрагогический, этнопедагогический, ценностно-рефлексивный подходы; общенаучные разработки и принципы личностно-ориентированного подхода к образованию (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок, М.И. Рожков); теория формирования профессионально-педагогической компетентности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.А. Сластении и др.); теория межкультурной коммуникации (Н.К. Иконникова, Р.Д. Льюис, К. Сторти, С.Г. Тер-Минасова и др.); теория освоения чужой культуры М. Бен-нета. Значительное влияние на исследование оказали антропологические концепции взаимодействия культур (Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова, В.А. Тишков), концепция социализации (Д. Дьюи), концепции миграционной педагогики (О.В. Гукаленко, Г.У. Солдатова и др.), этнической и кросс-культурной психологии (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др.).
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы была использована комплексная система теоретических методов, адекватная содержанию и специфике изучаемого объекта: анализ проблемы и предмета исследования на основе изучения философской, психологической, социологической, этнологической и педагогической литературы, нормативных, мето
10 дических документов; анализ и синтез теоретических положений; изучение и обобщение опыта отечественной и зарубежной педагогики; теоретическое моделирование, теоретический анализ результатов экспериментальной работы. Эмпирические методы: методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, тест-опросы; педагогический эксперимент; при обработке количественных данных использовались методы математической статистики.
Организация- исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение трех лет (2004-2007гг.). На первом этапе (2004-2005 гг.) изучалась научно-теоретическая и методологическая литература по проблеме исследования, отечественный и зарубежный педагогический опыт. На этом этапе были сформулированы цель, объект, предмет, выдвинута гипотеза исследования и разработана структура диссертации.
На втором,этапе (2005-2006 гг.) в ходе теоретического анализа научного знания была получена характеристика состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования, уточнен категориальный аппарат исследования, была подтверждена актуальность настоящей работы. На основе концептуального замысла исследования была разработана модель профессиональной подготовки учителя к деятельности в мультикультурном коллективе учащихся, определена эмпирическая база исследования, осуществлен педагогический эксперимент. На этом этапе были подготовлены два методических пособия, которые составляли основное обеспечение экспериментальной проверки разработанной модели.
На третьем этапе (2006-2007 г.) осуществлялась обработка результатов проведенной экспериментальной работы, формулировались выводы по результатам решения научных задач исследования; осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования.
База эмпирического исследования: Российский государственный университет им. И. Канта, Институт современных образовательных технологий, Калининградский областной институт повышения квалификации и переподготов
11 ки работников образования, Калининградский государственный колледж градостроительства,1 МОУ СОШ №7, № 10. В общей сложности было задействовано 313 человек, из них 217 преподавателей (преподаватели ИСОТ - 24 человека, преподаватели КГКГ - 72 человека, учителя общеобразовательных школ № 7, № 10 г. Калининграда - 46 человек, педагоги-психологи и преподаватели образовательных учреждений региона - 85 человек), 106 студентов-будущих педагогов.
На защиту выносятся следующие положения:,
1. Сущность мультикультурного коллектива учащихся как педагогического феномена заключается в том, что это есть группа взаимодействующих, совместно обучающихся лиц, каждое из которых является носителем определенных национально-психологических особенностей, оказывает культурное влияние' на других и одновременно находится под влиянием каждого из членов группы. Данное понятие ориентирует педагога на обеспечение поликультурной направленности учебно-воспитательного процесса, на придание соответствующей специфики педагогическому общению в мультикультурной среде и на проявление педагогом необходимых свойств и качеств индивидуальности и личности.
2. Модель подготовки педагога к профессиональной деятельности в мульти-культурном коллективе учащихся предусматривает реализацию основных положений, содержащихся в научных подходах (аккультурационном, диалоговом, социально-психологическом, компетентностном, конфликтоори-ентированном, этнографическом, андрагогическом, этнопедагогическом, концепции индивидуальности человека), что находит отражение в целевом, содержательном, процессуальном и аналитическом компонентах процесса обучения.
3. Готовность педагога к профессиональной деятельности в мультикуль-турном коллективе учащихся характеризуется сформированностью совокупности компетенций, структурируемых по сферам индивидуальности и личности, которые требуются особенностями деятельности в мультикультурном коллективе.
4. Условиями подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся выступают:
• социальные: демократическая среда, позитивная общественная жизнь и плюралистические взгляды педагогического коллектива;
• организаъ^ионные: создание специальных ситуаций, направленных на сбор и анализ информации поликультурного содержания; разработка научно-методического обеспечения управления процессом подготовки педагогов к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся; повышение квалификации педагогических кадров в области муль-тикультурного образования с учетом наличия или отсутствия профессионального педагогического образования и опыта педагогической деятельности; контроль и анализ работы педагогов в мультикультурном коллективе учащихся;
• педагогические: мультикультурная направленность педагогического процесса, постепенное систематическое накопление этнопсихологических знаний, создание образовательных программ с учетом специфики полиэтнического региона и соседствующих в нем культур, педагогическая практика в мультинациональных классах, научно-исследовательская работа по проблемам мультикультурного общества;
• психологические: развитие в сферах индивидуальности и личности педагога значимых для работы в мультикультурном коллективе учащихся свойств и качеств (направленность интеллектуальной деятельности учителя на познание общественных отношений, понятий, суждений в условиях мультикультурной среды, этнотолерантность, изучение особенностей национальной психологии и межнациональных конфликтов и др.). Научная новизна исследования заключается в том, что:
• уточнена сущность мультикультурного коллектива учащихся как педагогического феномена, отражающего влияние определенных национально
13 психологических особенностей на позицию каждого члена коллектива и на взаимоотношения;
• разработана модель подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся, включающая целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты;
• обоснован комплекс научных подходов к подготовке педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся (ак-культурационный, диалоговый, социально-психологический, компетент-ностный, конфликтоориентированный, этнографический, андрагогиче-ский, этнопедагогический подходы и концепция индивидуальности человека);
• уточнена сущность готовности педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной среде за счет определения дополнительных свойств и качеств, структурируемых по сферам индивидуальности и личности, которые требуются особенностями деятельности в мультикультурном коллективе;
• научно обоснованы условия эффективной подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся (социальные, организационные, педагогические, психологические). Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в педагогику впервые введено понятие «мультикультурный коллектив учащихся», разработано и дана его содержательная характеристика, описана модель подготовки педагога к деятельности в мультикультурном коллективе учащихся, включающая целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты дополнительного образования и самообразования педагогов. Представлена характеристика условий эффективной подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся (социальные, организационные, педагогические, психологические). Внесен вклад в развитие теории непрерывного педагогического образования и теории мультикультурного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования* в специальной подготовке учителей: 1) комплекса определенных организационно-педагогических условий и средств подготовки учителя к деятельности в мультикультурном коллективе; 2) программы профессиональной подготовки учителя к деятельности в мультикультурном коллективе; 3) критериев и уровней готовности учителя к деятельности в мультикультурном коллективе; 4) комплекса психо-диагностических методик для коррекции учебно-воспитательного процесса в мультикультурном коллективе учащихся; 5) диагностического материала для анализа профессиональной деятельности педагога в условиях мультикультурной среды.
Результаты научного исследования по теме диссертации могут быть применены в различных учреждениях: 1) в вузах, педагогических училищах и колледжах — при профессиональной подготовке студентов (будущих учителей); 2) в институтах усовершенствования учителей (в процессе повышения их профессиональной^ квалификации); 3) в учебных заведениях в форме дополнительного образования и самообразования педагогов.
По материалам исследования автором подготовлены два методических пособия в помощь студентам и преподавателям при работе в мультикультурном коллективе учащихся, которые могут найти применение в массовом опыте, использоваться при модернизации действующих учебных планов, программ, разработке нормативных и вариативных курсов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованной логикой исследования с опорой на основные методологические позиции, современные научные концепции, категориальный аппарат педагогической науки; применением в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету, гипотезе и задачам; достаточным объемом выборки и ее репрезентативностью в проведении опытно-экспериментальной работы.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены
15 на всероссийской научной Интернет-конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставропольский государственный университет, 30 апреля 2005 года), на международной научно-практической конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Калининградский государственный университет, 4 мая 2005 года), на международной научно-практической конференции «Проблемы управления социально-экономическими процессами региона» (Институт «Калининградская Высшая школа управления», 26 мая 2005 года), на региональном научно-практическом семинаре по теме: «Оптимизация процесса адаптации учащихся в новой культурной среде» (Калининградский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 21 апреля 2006 года), на всероссийской научно-практической конференции «Культура поведения в парадигме .педагогики ненасилия» (67 гимназия Verba Magistri г. Санкт-Петербург, 2006 года), на научно-практическом семинаре «Формирование межличностных компетенций педагога для работы в мультикультур-ной среде» 22-26 января 2007 года (Калининградский государственный колледж градостроительства), на международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности специалиста в условиях непрерывного образования» 3-4 апреля 2007 года (Калининградский государственный колледж градостроительства), на заседаниях кафедры педагогики и психологии ИСОТ РГУ им. И. Канта, на методических совещаниях МОУ СОШ №№ 7., 10 г. Калининграда.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературных и Интернет источников (180 наименований), приложения. В тексте имеются 4 схемы, 13 таблиц, 1 график.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz