Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:17
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 2 » Подготовка будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального
21:41
Подготовка будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального

Подготовка будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта

Диссертация

Автор: Акимова, Ирина Александровна

Название: Подготовка будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта

Справка: Акимова, Ирина Александровна. Подготовка будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Ульяновск, 2005 236 c. : 61 06-13/240

Объем: 236 стр.

Информация: Ульяновск, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта
11 Роль и место подготовки будущих специалистов от- 17 раслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта в системе воспроизводства рабочей силы в сельском хозяйстве
12 Подготовка будущих специалистов отраслей агропро- 75 мышленного комплекса в условиях среднего специального образования: характеристика и сравнительный анализ
13 Теоретико-методологические подходы решения про- 111 блемы подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по подготовке 128 будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта
21 Модель подготовки будущих специалистов отраслей 128 агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта
22 Опыт подготовки будущих специалистов отраслей аг- 145 ропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта
23 Интерпретация результатов опытно-экспериментальной 172 работы

Введение:

Актуальность исследования. Кадры являются основой любой организации. В условиях реформирования сельскохозяйственного производства, многообразия форм собственности кадровая политика приобретает первостепенное значение. Уходят в прошлое командно-административные методы управления, а с ними и наборы типовых требований к руководителям и специалистам.
В настоящее время в агропромышленном комплексе практически завершена реорганизация сельскохозяйственных организаций. Появились акционерные общества (открытого и закрытого типа), товарищества (полные и коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, коллективные хозяйства, ассоциации производителей и т. д.
Это, а также экономические и социальные последствия перестройки села привели к существенным качественным изменениям кадрового потенциала. В настоящее время особую значимость для руководителей и специалистов приобретают такие качества, как профессионализм, способность к самообразованию, предприимчивость и новаторство. Эти качества являются необходимыми для формирования конкурентоспособного производства, которое способно эффективно функционировать в быстро меняющихся условиях внешней экономической и производственной среды.
В связи с этим в подготовке кадрового потенциала особую роль целесообразно отводить специалистам среднего звена, так как именно они являются непосредственными руководителями первичных трудовых коллективов, именно им приходится решать вопросы организации труда, и именно эта категория специалистов в большей степени зависит от изменчивости окружающей среды организации.
Основной задачей современной системы воспроизводства рабочей силы является не только восстановление числа выбывших работников, но и обеспечение расширенного воспроизводства как количественного уровня, так и качественного, обусловленного общим ростом научно-технического прогресса.
В последние годы проблема «Учить учиться» стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований. Оно должно стать результатом серьезной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование умения учиться является сложной задачей, на которую обращены усилия педагогов всего мира.
Чем сложнее и насыщеннее становится учебная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения. Важнейшее средство стимулирования учебных достижений учащихся мы видим в вооружении их широким диапазоном общеучебных умений и навыков.
Для этого необходимо дополнить учебную деятельность специальной работой, направленной на повышение качества обучения, но не за счет механического расширения объема усваиваемых знаний, а за счет овладения учащимися способами и приемами эффективной учебной деятельности - в нашем случае через их умение изучать и обобщать передовой профессиональный опыт.
Многие выпускники средних специальных профессиональных образовательных заведений, имея достаточно прочную основу профессиональных знаний, не владеют навыками творческой деятельности, не испытывают потребности в постоянном самообразовании. Будущему специалисту следует не только овладеть необходимой профессиональной информацией, но и научиться рационально получать и использовать профессиональную информацию для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Различные подходы к развитию системы образования в целом и системы профессионального аграрного образования в частности отражены в научной и методологической литературе, диссертационных исследованиях. Для анализа проблемы исследования изучались работы: по философии образования и общим вопросам педагогики - Ю. К. Бабанского, В П. Бес-палько, Б. С. Гершунского, Ю. А. Клейберга, Ю. А. Конаржевского, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой и др.; по философии интегративного мировосприятия - Н. В. Груздевой, А. Я. Данилюк, Б. М. Кедрова, И. Д. Ми-тиной, JI. В. Тарасова, А. И. Субетто, П. Г. Щедровицкого и др.; по концептуальным подходам гуманитаризации образования - И. Ю. Алексашиной,
A. К. Астафьева, Т. Г. Браже, В. Н. Максимовой, М. И. Мельникова,
B. Н. Федоровой, И. В. Юстус и др.; по совершенствованию содержания подготовки специалистов в профессиональной школе - С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. А. Вербицкого, Н. И. Думченко, О. И. Дониной, В. А. Сластенина, О. Ф. Федоровой,
П. В. Худоминского, В. В. Шапкина, Н. Б. Шмелевой и др.; по концептуальным подходам подготовки будущего специалиста, в том числе специалистов аграрных комплексов - В. И. Андреева, К. А. Альбухановой-Славской, К. М. Левитана и др.
Теоретические аспекты, посвященные проблемам изучения личности и ее структуры, изучались в работах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, JI. С. Выготского; В. В. Давыдова, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. А.Рубинштейна и др.; развитию самостоятельности учащихся в учебном процессе и в учебно-трудовой деятельности
Ф. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, В.В. Че-бышева и др.); теоретическим основам педагогических технологий в образовательном процессе (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. Н. Максимова, * ^ В. М. Монахов, С. Н. Митин, Г. К. Селевко и др.); теоретическим основам v личностно-ориентированного обучения (Н. М. Зверева, Н. Б. Шмелева,
И. Я. Якиманская и др.); научно-теоретическим основам профессионального самоопределения школьников (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.).
Методологические и методические вопросы изучения, обобщения и использования передового опыта освещены в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Бондаря, В. И. Журавлева, П. И. Карташова, М. Ю. Красовицкого, ^ М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского и др. В литературе поднимаются вопросы об уровнях изучения опыта (В. И. Бондарь, М. Ю. Красовицкий, П. А. Степанов, Ф. А. Орехов, А. М. Цирульников и др.), условиях изучения и обобщения опыта (Ю. В. Сенько, Э. И. Моносзон, А. Г. Козлова и др.); рассматрива-^ ется методика изучения и обобщения передового опыта (Э. И. Моносзон, М.
Н. Скаткин, А. Г. Козлова, Г. Н. Европейцев, А. Ю. Фальковская и др.); описывается система работы по изучению и обобщению передового опыта (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. В. Ирхина, Э. И. Моносзон, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовской, Т. И. Шамова и др.).
Анализ научно-методической литературы, диссертационных исследо-^ ваний показал, что проблема изучения и обобщения передового опыта освещена в педагогической и методической периодике. Проводится определенная работа по его пропаганде. Методы и формы изучения и обобщения передово-'* го опыта достаточно разработаны и описаны в педагогической литературе.
Однако, несмотря на наличие успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, которые в основном затрагивают плоскость изучения и обобщения передового педагогического опыта в условиях высшего и послевузовского образования, вопросы подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта не нашли своего изучения в рамках педагогического исследования.
Интерес к исследованию данной проблемы обусловлен тем, что современная образовательная ситуация характеризуется наличием острых социальных противоречий. Среди них противоречие между уровнем развития информационной среды и качеством подготовки специалистов; между постоянно увеличивающимся объемом профессиональной информации и возможностями и способностями специалиста к ее восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельности; между осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и низким уровнем сформированности знаний и умений к осуществлению данного вида деятельности.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса, готовых к быстрой адаптации в условиях меняющейся ситуации, на основе их готовности к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта, а с другой, -неразработанностью методики их подготовки к указанному виду деятельности.
С учетом реально существующих и характерных для системы среднего специального сельскохозяйственного образования проблем и противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «Каковы цель, содержание, формы и методы процесса подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта в условиях сельскохозяйственного колледжа?».
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа как будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса.
Предметом исследования является подготовка учащихся сельскохозяйственного колледжа как будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что подготовка учащихся сельскохозяйственного колледжа как будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта будет эффективной, если:
• педагогическая деятельность строится на основе модели подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта;
• содержание и формы учебно-познавательной деятельности направлены на формирование у учащихся сельскохозяйственного колледжа системы опорных знаний и умений по изучению и обобщению передового профессионального опыта;
• педагогический процесс адекватен целям программы, ее содержанию, формам и методам обучения, а также уровню сформированности у учащихся сельскохозяйственного колледжа начальных умений по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Разработать модель и методику подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
3. Определить критерии, уровни и показатели сформированности у учащихся сельскохозяйственного колледжа готовности к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность методики подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
5. Разработать практические рекомендации по подготовке учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта в системе среднего профессионального образования.
Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать сущность подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта как одного из компонентов профессиональной подготовки в целостной социально-педагогической системе; положения философии о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира, о целостности личности как социально-психологического феномена, реализуемой через систему гуманных педагогических воздействий; о деятель-ностно-творческой сущности личности и многофакторном характере её развития, реализуемом в рефлексивной деятельности по достижению необходимого результата, а также положение о единстве сознания, эмоциональной сферы и поведения людей. Взаимосвязь указанных методологических подходов строится на основе учета связей теории и практики, что позволяет выявить основные результаты исследования.
Конкретная методология исследования опирается на системный, лич-ностно-ориентированный и антропологический подходы, принцип единства сознания и деятельности, на положения о системно-деятельностном подходе к развитию умений и поэтапном формировании умственных действий, разработанные в психологии обучения, на методы педагогических исследований.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий общенаучные методы теоретического исследования (анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез); методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, опрос, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), качественный и количественный анализ его результатов, методы статистической обработки.
Опытно-экспериментальной базой явились: Усольский сельскохозяйственный колледж Самарской области, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, НКО Фонд сельскохозяйственного обучения самарской области, Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе исследования (1999-2000 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, осуществлялось знакомство с опытом работы учебных заведений по исследуемой проблеме, изучались результаты учебной деятельности учащихся, были выявлены противоречия и нерешенные задачи, разработана экспериментальная программа, были определены исходные принципы и направления исследовательского поиска, сформулирована его общая гипотеза и основные параметры научного исследования.
На втором этапе исследования (2000-2001 гг.) проводились мероприятия по созданию условий, необходимых для обеспечения исследовательско-экспериментальной работы, в ходе которой нами разрабатывались и велись занятия. Осуществлялась диагностика и определялись пути решения проблемы исследования, разрабатывалась программа исследовательской деятельности.
На третьем этапе (2001-2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, направленный на проверку нашей гипотезы. На этом этапе была апробирована (доработана и откорректирована) программа курса, направленного на подготовку учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта, проводилась плановая методическая подготовка педагогов, создавались условия для обучения учащихся сельскохозяйственного колледжа умению изучать и обобщать передовой профессиональный опыт.
На четвертом этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ и обработка полученных эмпирических данных, уточнялись практические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:
• на основе проведенного теоретического анализа проблемы, определена необходимость овладения учащимися сельскохозяйственного колледжа деятельностью по изучению и обобщению передового профессионального опыта как гуманистической составляющей образовательного процесса;
• впервые обоснована модель подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта с учетом специфики системы среднего специального образования;
• разработаны содержание и способы обучения учащихся сельскохозяйственного колледжа деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта как одного из средств формирования их профессионального интереса к сельскохозяйственной деятельности;
• обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сфор-мированностью у учащихся сельскохозяйственного колледжа готовности к деятельности изучать и обобщать передовой профессиональный опыт и повышением уровня их профессионального интереса к сельскохозяйственной деятельности;
• выявлены критерии, уровни и показатели сформированности у учащихся сельскохозяйственного колледжа готовности к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
Теоретическая значимость исследования:
• выявлены противоречия и нерешенные проблемы в организации процесса подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса в учреждениях среднего специального образования, его специфика в современных условиях;
• проведён историко-педагогический анализ роли и места подготовки специалистов со средним специальным образованием в системе воспроизводства рабочей силы в сельском хозяйстве;
• с позиции системного подхода разработана интегративная система знаний и умений по изучению и обобщению передового профессионального опыта;
• теоретически обоснована цель, содержание, формы и методы обучения, необходимые и достаточные для успешной подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта;
• разработана методика подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта.
Практическая значимость исследования:
• разработана, апробирована и внедрена в практику методика подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта;
• разработан методический комплекс, а также соответствующие методические материалы, обеспечивающие овладение учащимися сельскохозяйственного колледжа деятельностью по изучению и обобщению передового профессионального опыта и использование его в конкретной учебной и дальнейшей профессиональной деятельности;
• содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество подготовки будущих специалистов отраслей агропромышленного комплекса в условиях среднего профессионального образования;
• разработанная методика может быть использована в сельскохозяйственных ССузах и вузах при подготовке специалистов, а также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сельскохозяйственного профиля.
Достоверность и обоснованность обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, научность, длительный характер и возможность повторения опытно-экспериментальной работы, позволившей провести ее тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; подтверждением гипотезы исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта отражает целостное единство и взаимосвязь ее компонентов (цель, содержание, методы и формы организации учебных занятий, показатели и результаты обучения) в соответствии с их возрастными особенностями и спецификой обучения в системе среднего специального образования.
2. Умение изучать и обобщать передовой профессиональный опыт является интегративным образованием, структуру которого составляют группы умений, необходимых для реализации следующих функциональных этапов в деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта: диагностического, целевого, информационного, аналитического, описательно-прогностического.
3. Методика подготовки учащихся сельскохозяйственного колледжа к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта, разработанная с учетом ее адекватности концептуальным принципам, целям, содержанию, формам, методам и конечным результатам модели, обеспечивается реализацией специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента учащихся, состава формируемой системы знаний и умений, уровня начальной ее сформированности у учащихся сельскохозяйственного колледжа.
4. Критерии сформированности у учащихся сельскохозяйственного колледжа готовности к деятельности по изучению и обобщению передового профессионального опыта, позволившие дифференцировать учащихся на уровневые группы (низкий, средний, высокий уровни) и функциональные показатели (информационная активность, информационный стиль мышления, эмоционально-эстетическая активность, мировоззренческая активность).
Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в Самаре, Воронеже, Пензе, Москве, учебно-методических рекомендациях по специализированному курсу «Изучение и обобщение передового профессионального опыта», докладах на педагогической лаборатории и методических семинарах кафедры педагогики Самарской государственной сельскохозяйственной академии, НКО Фонда сельскохозяйственного обучения. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ульяновского государственного университета. Исследование выполнено в соответствии с планом научных исследований РАСХН и является составной частью исследования «Научные основы социального развития села, формирования и использования трудовых ресурсов, повышения материального благосостояния населения по регионам РФ» (№ ГР01.960.007312).
Полученные результаты диссертационного исследования использовались в программе курсов повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Самарской области, проводимых НКО Фонд сельскохозяйственного обучения и курсов повышения директоров и заместителей директоров средне - специальных образовательных учреждений при АОК (Ассоциация образовательный комплекс).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 153 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz