Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 14:43
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Особенности формирования экономики знаний в современных условиях. Ченцова, Мария Викторовна
23:07
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях. Ченцова, Мария Викторовна
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях

Диссертация

Автор: Ченцова, Мария Викторовна

Название: Особенности формирования экономики знаний в современных условиях

Справка: Ченцова, Мария Викторовна. Особенности формирования экономики знаний в современных условиях : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 / Ченцова Мария Викторовна; [Место защиты: Финансовая акад. при Правительстве РФ] Москва, 2008 182 c. : 61 08-8/1906

Объем: 182 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования феномена экономики знаний
11 Концептуальные основы формирования теории экономики знаний как одного из направлений развития новой экономической парадигмы
12 Сущность и особенности экономики знаний как новой формы социально
• " i экономического развития (институциональный и рентный подходы)
13 Основные черты и характеристики экономики знаний
Глава 2 Формы проявления экономики знаний в развитой рыночной экономике
21 Знания и инвестиции в них как фактор экономического роста (вклад сферы услуг и наукоемкого сектора в ВВП)
22 Национальные инновационные системы как институциональная основа экономики знаний
23 Роль государства в формировании экономики знаний (на примере
Глава 3 Проблемы и перспективы становления экономики знаний в России
31 Общие тенденции и факторы развития российской экономики знаний на современном этапе
32 Специфика и роль сферы производства знаний в современной российской экономике: наука и образование
33 Формирование национальной инновационной системы — основа развития отечественной экономики знаний

Введение:

Диссертационная работа посвящена исследованию процессов формирования экономики знаний как с теоретических позиций, так и с позиций анализа общемировой и российской практики этого явления.
Актуальность исследования.
Актуальность' проблем становления экономики знаний и изучения ее особенностей на современном этапе предопределила выбор темы диссертационного исследования.
С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowl edge-based economy), введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.
Переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственным образом связан с повышением значения теоретического знания, усилением роли высокотехнологичных отраслей, процессом увеличения доли сферы услуг (структурными сдвигами) в экономике, влиянием информационных сетевых технологий (Интернет). Все указанные тенденции требуют особого исследования в свете становления новых теорий современной экономики (теории постиндустриального общества, «новой», глобальной сетевой, информационной экономики), в том числе с целью определения места теории экономики знаний в их ряду. Нужен теоретический анализ системных изменений в экономике на микро- и макроуровнях. Вследствие этого вопрос о формировании экономики знаний и особенностях этого процесса представляется исключительно актуальным и с научной, и с практической точки зрения.
В центре анализа находятся, с одной стороны, теоретические аспекты данного экономического явления, а с другой — практика формирования экономики знаний в тех странах, где оно уже приняло масштабный характер. Необходимость решения задачи ускоренного перехода России к экономике знаний, по убеждению большинства специалистов, является одним из главных условий устойчивого развития страны как полноправного субъекта мирового хозяйства. Разработка теоретической базы этого перехода, безусловно, выступает одним из важнейших направлений исследований в современной экономической науке, а практическая значимость этого вопроса обусловливает целесообразность вынесения в работе также ряда предложений по развитию экономики знаний в России.
Степень разработанности проблемы.
Учитывая многоплановость проблем формирования и развития экономики знаний, их взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы на микро-, мезо-, макроэкономическом и международном уровнях, отдельные вопросы данной тематики изучались многими отечественными и зарубежными учеными самых различных школ и направлений. Среди них выделим труды российских ученых Л.И. Абалкина, А.В. Бузгалина, А.И. Добрынина, А.А. Дынкина, С.А. Дятлова, B.JI. Иноземцева, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова, В.Л. Макарова,
Б.З. Мильнера, Г.Б. Поляка, В.А. Садовничего, Т.Е. Степановой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника, Ю.В. Яковца.
Данной проблематике также посвящены работы таких зарубежных исследователей, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, М. Кастельс, Я. Корнай, И. Масуда, Ф. Махлуп, Д. Рисмен, Т. Сакайя, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Стюарт, Т. Умесао, Д. Форэ, Д. Шнайдер и др.
Вместе с тем, в силу сравнительно недавнего начала подробного изучения этой области, до сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Хотя в имеющихся работах перечисленных авторов значительное внимание уделяется таким проблемам, как структура и факторы накопления человеческого капитала, роль знания как общественного блага, вопросы интеллектуальной собственности, управления когнитивной средой предприятия и т.д., целый ряд актуальных проблем, связанных с особенностями функционирования и развития экономики знаний в современных условиях, подлежит детальному научному рассмотрению и анализу. Так, недостаточно раскрыты основные черты и характеристики экономики знаний как системного феномена, терминология в данной области экономических исследований еще не устоялась и требует уточнения и систематизации. Можно констатировать, что в самом общем виде теория экономики знаний как целостная концепция, описывающая реальные изменения в современной экономике, также находится в процессе становления и требует комплексного изучения и научного анализа данной тематики.
Таким образом, недостаточная степень научной разработанности проблемы, ее несомненная практическая значимость для российской экономики обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили его цель.
Объектом исследования выступает экономика знаний как тип экономики, в котором производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития.
Предметом исследования являются новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей, складывающиеся в процессе становления экономики данного типа.
Целью диссертационного исследования является дальнейшая разработка теоретических представлений об экономике знаний, выявление и систематизация тенденций развития экономических отношений под возрастающим воздействием фактора «знание» в современной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• выработать теоретико-методологический подход к исследованию экономики знаний, определив место данной теории в ряду сложившихся в науке концепций современной экономики; охарактеризовать сущность, определить и проанализировать особенности и внутренние закономерности экономики знаний в рамках трансформирующейся системы экономических отношений хозяйственных субъектов;
• исследовать основные направления развития и формы проявления экономики знаний на базе изучения и сравнительного анализа данных мирового опыта, отражающих реальные тенденции и изменения в социально-экономической практике последних десятилетий; рассмотреть особенности становления экономики знаний в России, раскрыть ее институциональную специфику и сформулировать рекомендации по ускорению процесса ее формирования на современном этапе.
Методологические и теоретические основы и эмпирическая база исследования.
В качестве методологической базы диссертационной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений -системный, диалектический подходы, методы группировок, исторического и логического анализа теоретического и практического материалов, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, соотнести их сущностные характеристики и формы проявления, выявить имеющиеся противоречия. Использовались и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем их описания, сопоставления, обобщения, сравнения.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций, симпозиумов и т.п. Теоретической основой решения поставленных в работе задач выступили, в первую очередь, неоклассическая и неоинституциональная теории.
Информационной базой работы послужили монографическая и научная литература по теме диссертации, нормативно-правовые документы, публикации в периодической печати и сети Интернет, документы и материалы международных организаций, данные из статистических ежегодников России, ЮНЕСКО и стран ОЭСР, справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, специализированные обзоры, подготовленные различными профессиональными объединениями, информационными агентствами и компаниями, а также регулирующими органами России и зарубежных стран.
Исследование выполнено в соответствии с пунктом 1.1. Паспорта специальности 08.00.01 «Экономическая теория»: «Общая экономическая теория» - теория "информационной", "постиндустриальной" экономики и "экономики, основанной на знаниях ".
Научная новизна диссертационного исследования заключается в установлении сущности, специфических черт и особенностей проявления экономики знаний как новой системы экономических отношений, центральное место в которой занимает эффективное использование ресурса «знание». Наиболее важными с точки зрения научной новизны являются следующие результаты работы:
1. Уточнено место теории экономики знаний в ряду других современных экономических концепций, раскрывающих различные стороны «новой экономики» (концепции информационной, инновационной, глобальной и сетевой, постиндустриальной экономики) и обоснован критерий различия этих теорий, проведена их классификация по ряду признаков, в том числе по признаку приоритета для них информационно-технократического / гуманистически-ноосферного аспекта складывающейся экономики, а также с точки зрения рентного подхода.
2. Выработана авторская концепция экономики знаний как системного феномена на базе синтеза указанных подходов (теорий технократической и гуманистической направленности), в рамках которой выделены и систематизированы ключевые особенности экономики знаний на современном этапе ее формирования (возрастание роли теоретического, научного знания; инновационный, сетевой и глобальный характер экономики; рост значения информационных и других наукоемких технологий; появление новых методов и способов управления человеческим капиталом (менеджмент знаний); новый порядок взаимодействия участников рыночного обмена (потребитель знания участвует в его создании); гуманизация экономического роста - концепция устойчивого, ноосферного развития).
3. Раскрыты новые закономерности, действующие в экономике знаний: закон повышающейся отдачи, сетевой эффект, экспоненциальный характер роста; объяснена их связь с теорией ренты. Показано, что использование интеллектуальной ренты I и II типов, базирующихся на необходимости применения передовых технологий и высококвалифицированного персонала в рамках организации инновационного цикла, лежит в основе появления этих новых технологических эффектов в трансформирующемся способе производства экономики знаний («новой экономики» в широком понимании).
4. На основе анализа общих черт и взаимосвязи знаний и институтов определена сущность экономики знаний как новой формы современного хозяйственного механизма с позиций неоинституциональной теории. Выявлено ключевое значение национальных инновационных систем (НИС) как институционального (т.е. опосредованного системой соответствующих общественных институтов) механизма воздействия знаний на экономику. С использованием обширной статистики по различным странам доказано, что быстрое развитие экономики знаний, рост вклада сферы услуг и высокотехнологичного сектора в ВВП, масштабный характер создания и использования знаний, продуктов и услуг обусловливают повышение роли формирования национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.
5. В результате изучения процессов, происходящих в области воспроизводства и использования ресурса «знание» в мировой практике, подтверждено начало интенсивного процесса формирования экономики знаний в наиболее развитых странах мира. При помощи сравнительного анализа НИС обосновано распространение закономерностей новой экономической системы на все большее количество стран, выявлены страновые отличия в динамике и характере становления и формирования экономики знаний. Выделены основные задачи государства в построении НИС и экономики знаний (прежде всего, организация самого процесса производства знаний посредством повышения эффективности функционирования системы образования и науки и укрепления ее взаимосвязей с производством и сферой услуг, формирование системы эффективной поддержки развития инновационного предпринимательства и др.).
6. На основе рассмотрения современного состояния, проблем и перспектив процесса формирования экономики знаний в России с точки зрения институционального подхода выработан ряд рекомендаций по ускорению данного процесса (организация взаимодействий между государственными органами, наукой, промышленностью и частным капиталом, реформирование системообразующих секторов экономики знаний на базе внедрения комплексных инновационных проектов, поддержка концепции построения систем управления знаниями на предприятиях и т.д.).
Теоретическое значение выполненной диссертационной работы заключается в развитии и углублении методологии исследования, согласовании различных научных подходов и преодолении фрагментации научного знания в области изучения экономики знаний. Выводы и материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших научных разработок по избранной теме.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования государственными и частными структурами полученных в ходе исследования результатов теоретического анализа и научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему становлению экономики знаний в России путем реализации таких мер, как развитие технико-внедренческих зон, технопарков, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, введение системы налоговых стимулов для повышения инновационной активности субъектов экономики, дальнейшее проведение политики «мегапроектов» - исследований в области нанотехнологий, конкурсов инновационных вузов, внедрение «менеджмента знаний» на предприятиях.
Основные положения работы могут быть использованы в преподавании учебной дисциплины «Экономическая теория» и ряда курсов по выбору.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования представлялись в научных сообщениях и получили положительную оценку на различных конференциях и «круглых столах», в том числе на заседании «круглых столов» в ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»: «Инновационная стратегия развития российской экономики: финансовые, банковские и валютные аспекты» (г. Москва, 2006 г.); на межвузовском научно-практическом семинаре «Новая экономика», организуемом кафедрой «Экономическая теория» (г. Москва, Финакадемия, 2006-2008 г.), на III и IV Международных конференциях по риск-менеджменту (г. Алматы, Казахстан, 2007,2008 гг.) и др.
Практические рекомендации, высказанные в диссертации, используются СОАО «Русский Страховой Центр» (г. Москва): в рамках применения концепции «менеджмента знаний» в компании внедрены средства для организации совместной работы (Collaboration) - сети Intranet, корпоративные порталы знаний, системы управления документооборотом (Document management) - хранение, архивирование, индексирование, разметка и публикация документов, что позволяет более эффективно управлять потоками информации и обеспечивать непрерывность обучения и повышения квалификации сотрудников («обучающаяся организация» как субъект экономики знаний).
Материалы диссертации используются кафедрой экономической теории ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в преподавании учебных дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», проводимых в соответствии с комплексной темой «Пути развития финансово-экономического сектора России».
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 2,42 п.л. (в т.ч. 3 статьи объемом 1,42 п.л. в журналах из списка изданий, указанных ВАК для публикации результатов научных исследований), весь объем авторский.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 963 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz