Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:08
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта. Лаврентьева, Елена Александровна
23:44
Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта. Лаврентьева, Елена Александровна

Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта

Диссертация

Автор: Лаврентьева, Елена Александровна

Название: Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта

Справка: Лаврентьева, Елена Александровна. Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 Санкт-Петербург, 2000 352 c. : 71 02-8/26-0

Объем: 352 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2000


Содержание:

Глава 1 Сущность и основные принципы управления предприятием как социально -Эконом ическим комплексом
11 Системный подход к исследованию предприятия как социально — экономического комплекса
12 Обоснование методологических основ применения программно — целевого управления на предприятиях водного транспорта
13 Анализ методологических и методических основ управления социально -экономическим развитием предприятий водного транспорта
Глава 2 Анализ теории и практики управления социально экономическим развитием предприятий водного транспорта
21 Мотивация труда работников как условие управления по обеспечению социальной защищенности работников
22 Анализ практики формирования доходов работников водного транспорта ^
23 Анализ теоретических подходов к оценке уровня жизни работников водного транспорта
24 Анализ дифференциации доходов работников водного транспорта
25 Организационно — нормативные основы управления коллективно — договорной системой на предприятиях водного гранспохута
Глава 3 Уточнение методологических и методических основ управления социально -экономическим развитием предприятий водного транспорта
31 Методологические предпосылки управления предприятием как социально -экономическим комплексом
32 Методический подход к выбору оптимального варианта социально -экономического развития предприятий водного транспорта
33 Методы управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта на основе уточненной системы показателей социально - экономического развития предприятий водного транспорта
34 Модель выбора оптимального варианта социально экономического развития предприятий водного транспорта 43 44 '
Глава 4 Разработка системы управления социально экономическим развитием (СУСЭР) предприятий водного транспорта на основе программно целевого метода
41, Разработка дерева целей системы управления социально-экономическим развитием (СУСЭР) предприятий водного транспорта
42 Методика формирования инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта Методика создания внутрифирменной системы оплаты труда на предприятиях водного транспорта Методика разработки укрупненных норм труда на предприятиях водного транспорта
45 Методика разработки и функционирования профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта
46 Методика организационно экономического обоснования коллективно -договорной системы на предприятиях водного транспорта
Глава 5 Практическая проверка разработанных методологических и методических основ управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта на примере холдинговой компании ОАО «СЗП»
51 Характеристша предприятия и анализ его социально экономического развития
52 Оценка уровня социальной защищенности работников холдинговой компании ОАО «СЗП»
53 Обоснование необходимости внедрения СУСЭР предприятий в холдинговой компании ОАО «СЗП»
54 Апробация СУСЭР предприятий холдинговой компании ОАО «СЗП»
55 Расчет показателей социально экономического развития холдинговой компании ОАО «СЗП»
56 Расчет модели выбора оптимального варианта социально-экономического развития предприятий холдинговой компании ОАО «СЗП»

Введение:

Становление рыночных отношений для России ознаменовалось экономическим кризисом, что у9^убило тяжесть перемен. Этот период не однозначен по используемым методам и механизмам реформирования и социально - экономическим последствиям. Спад производства, прекращение инвестиций, галопирующая инфляция на энергоносители, несовершенство налоговой системы, старение основных фондов, рост безработицы - все это негативные явления и процессы, присущие современному этапу российской экономики. В условиях глубокого экономического кризиса социальная политика страны через систему государственных гарантий должна обеспечить населению минимальную социальную цену экономических \ реформ, социальную стабильность в обществе как важнейшее условие их реализации.Социальная полшика государства при переходе к рыночным отношениям меняет механизмы социальной защиты, роль и функции самого государства, предприятий и других субъектов социальной политики.Практика показывает, что сокращаются бюджетные средства на социальные расходы, снижается доля предоставляемых государством бесплатных гарантий. Все большая нагрузка ложится на негосударственные источники финансирования, в том числе на предприятия. Система социальной защиты персонала предприятий представляет собой совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работнику право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, защиту и поддержку работников и их семей в случае временной и постоянной утраты трудоспособности на производстве, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.Данная проблема является одной из важнейших социально экономических проблем в Российской Федерации в современных условиях, поскольку минимальные социальные гарантии населению России не i соответствуют социальному прожиточному уровню. Возникает острая необходимость обеспечения сощ1альной защищенности работников на уровне предприятия, ^ Переориентация политики государства на рыночные отношения внесла коренные изменения в управление социально-экономическим развитием предприятий всех отраслей и, в частности, водного транспорта. Прежде всего, необходимо отметить ослабление государственной роли и расширение самостоятельности предприятий в этой области, повышение значимости рыночных регуляторов, поэтому на отдельных предприятиях отрасли возникает необходимость в выработке собственной политики в управлении их социально-экономическим развитием. В ней должны учитываться интересы различных групп работников и собственников, предусматриваться эффективная система занятости персонала и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, механизмы по поддержанию индивидуальных доходов на уровне, обеспечивающем человеку достойную жизнь. Необходим переход к концепции инвестиций в человеческий капгогал, в соответствии с которой определяющим в хозяйственной деятельности предприятия должен стать принцип соотнесения затрат на развигие персонала и финансовых результатов деяггельности.Определенное оживление экономики за счет девальвации национальной валюты в августе-сентябре 1998 года, благоприятной конъюнктуры на мировых ршках положительно повлияло на работу транспортного комплекса страны. Рост объемов ВВП за 1999 год в сопоставимых ценах оценивается в 3,2% от уровня 1998 года. Обпщй объем промышленной продукции возрос в 1999 году по сравнению с 1998 г. на 8,1%, внешнеторговый оборот России составил 101,6 млрд.долл .США. Сложной остается ситуация в социальной сфере. Уровень денежных доходов населения составил лишь 84,9% к 1998 году, вследствие этого оборот розничной торговли в сопоставимых ценах сократился на 7,7%.Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, наряду с негативными социальными последствиями, сдерживает внутренний спрос и снижает возможность экономического роста и спрос на транспортные услуги.Однако следует отметить положительную динамику увеличения объема перевозок, как грузов, которые за 1999 год возросли на 6,4%, так и пассажиров, которые возросли на 4,4% к уровню 1998 года. Объем транспортных перевозок через территорию России в 1999 году увеличился на 4,1%. Можно сделать вывод об устойчивой работе транспорта, который не был сдерживающим фактором формирования предпосылок экономического роста и в полной мере обеспечил платежеспособный спрос населения и экономики страны в транспортных услугах.Социально - экономическое развитие предприятий водного транспорта, входящих в национальный транспортный комплекс, непосредственно связано с процессами, происходящими в Российской Федерации.Сохраняется тенденция к сокращению общего тоннажа и увеличению возраста судов, контролируемого российскими судовладельцами. При этом опережающее выбьггае из рабочего ядра и активное старение особенно характерны для флота, зарегистрированного в России. Средний возраст российских судов превысил 20 лет, тогда как флот больпшнства зарубежных стран имеет средний возраст 15-16 лет. Начался прогрессирующий процесс сокращения качества судов смешанного «река-море» плавания, используемых на внешнеторговых перевозках. Практически исчерпан резерв пополнения флота загранплавания за счет модернизации речных судов, а поступление судов из судостроения из-за отсутствия средств и кредитов почти прекратился. Возрастание доли флота, контролируемого российскими судовладельцами, но зарегистрированного в иностранных судоходных реестрах, связано со стремлением судовладельцев к снижению налоговой нагрузки и поддержанию своей конкуренции в условиях мирового ! фрахтового рынка, условиями залога за рубежом для получения кредитов на строительство новых судов.Морской флот российски?^ судовладельцев перевозит не более 6% национальной грузовой базы, а ежегодные затраты грузовладельцев на фрахтование иностранного тоннажа оцениваются в 2,5-3,0 млрд.долл.США. Перевозки речным транспортом сократились на 2,1% за счет снижения объема перевозок во внутреннем сообщении, внешнеторговые перевозки речным флотом российских судовладельцев остались на уровне предшествующего года.Грузооборот морских торговых портов и перегрузочных комплексов России в 1999 году возрос на 18% за счет увеличения объемов внешнеторговых грузов и ускорения обработки транспортных средств.Щ Переработка грузов в речных портах составила 100,6% к уровню 1998 года.За 1999 год финансовый результат деятельности предприятий морского транспорта возрос в 2,4 раза, в основном за счет увеличения перевалки грузов в морских портах. Себестоимость в расчете на рубль доходов от эксплуатационной деятельности снизилась за год на 20%. Общее число убыточных предприятий сократилось с 26 в 1998 году до 16 в 1999 году.Балансовая прибыль предприятий речного транспорта в 1999 году возросла в 2,6 раз, количество прибыльных предприятий увеличилось на 7%.В настоящее время наблюдается сокращение числа работающих на внутреннем водном транспорте на 3,1%, на морском - на 7,8%. Средний I уровень заработной платы за 1999 год возрос на речном транспорте на 5,4%, на морском - почти в два раза. При этом только на морском транспорте размер средней заработной платы достиг величины потребительского бюджета.Приведенная характеристика состояния и результатов работы водного L транспорта определяет направления социально - экономического развития предприятий отрасли, разработанные в диссертационной работе. k Основная идея исследования состоит в том, что устойчивое развитие предприятий водного транспорта как социально'- экономических комплексов достигается на основе эффективного программно - целевого управления, ориентированного в направлении социальной защищенности персонала в условиях рыночных отношений, на основе соответствзтощих методологических и методических подходов. Выбор оптимального варианта социально - экономического развития предприятий водного транспорта концептуально определяется стратегическими целями перспективной деятельности этих предприятий как социально - экономических комплексов.Перечисленные составляющие социально - производственной среды существования работника на предприятии определяют основные направления социально - экономического развития предприятий водного транспорта, управление и функционирование которого должны базироваться на наз^ чно обоснованном методическом подходе.С учетом этого, исследование теоретических основ, разработка методических и организационных основ управления социально экономическим развитием предприятий водного транспорта являются весьма актуальными. i Проводимые в рамках диссертации исследования базируются на положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых - философов, экономистов, социологов в области общенаучных и специальных методологий, определяющих законы, закономерности и принципы развития социально - экономических систем; на нормативных и статистических материалах, методических разработках в области водного транспорта.В исследовании и решении проблем управления социально экономическим развитием предприятий внесли значительный вклад ученые: И.Ансофф, Е.Л.Богданова, А.Н.Батурин, В.Валдайцев, Б.М.Генкин А.П.Градов, М.А.Грачев О.А.Дейнеко, А.Я.Кибанов, Г.М.Курошева, Г.А.Кононова, Б.З.Мильнер, В.А.Персианов, А.М.Смолкин, Э.Е.Старобинский, А.И.Стешин, Л.М.Чистов и др. * Вопросы теории и практики повышения эффективности управления на транспортных предприятиях нашли широкое освещение в трудах А.С.Бутова, А.А.Булова, О.В.Гончару к, А.Н.Ефанова, А.И.Муравьева, В.И.Краева, А.Н.Лазарева, В.Г.Никифорова, Н.Н.Селезневой, И.П.Скобелевой, Г.В.Поварова, М.П.Улицкого и др.Основная цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на I основе теоретических исследований, обобщения накопленного отраслевого i { опыта уточнить и развить методологические и методические основы I управления социально - экономическим развитием предприятий водного транспорта с применением программно - целевого метода и выработать рекомендации по их реализации на предприятиях водного транспорта.Логика исследования показана на рис. 1.1.Предметом исследования являются методологические основы управления социально - экономическим развитием предприятий водного транспорта.Объектом исследование - предприятия водного транспорта как социально - экономические комплексы (СЭК).Теоретической и методической основой исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области стратегического, инновационного социально-экономического развития предприятий, законодательные и нормативные документы в социально-экономической области, постановления МТ РФ, социально-экономическая литература и статьи в периодических изданиях по этой проблеме.Исследования базируются на методах логического, дисперсионного и корреляционного анализа, классификации, логических группировок, анализа и синтеза данных социально-экономического развития транспортного комплекса, на методах экономическо-математического моделирования.Информационной основой исследования являются справочные, методические и инструктивные материалы, статистические отчеты о работе водного транспорта, материалы расширенной коллегии МТ РФ (2000г.), материалы совещаний различного уровня, в работе которых автор принимал непосредственное участие.Практическая значимость работы. Отдельные положения диссертации докладывались на международных, всероссийских научно-технических конференциях, на научно-методических конференциях СанктПетербургского университета водных коммуникаций. Материалы диссертации использованы при чтении лекций на факультете Экономики и финансов СПГУВК. Основные результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности Службы речного флота Министерства Транспорта РФ и непосредственно в АО речных пароходств. К практически применимым результатам и выводам относятся: концепция управления социально - экономическим развитием предприятий водного транспорта, методика по формированию инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта, механизм внутрифирменной системы оплаты труда работников водного транспорта, порядок установления укрупненных норм труда на перегрузочные работы в морских и речных портах, методический подход к обоснованию профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта, методика организационно экономического обоснования коллективно-договорной системы на предприятиях водного транспорта. щ Апробация работы. Результаты исследований положительно оценены на совещаниях и семинарах работников водного транспорта, предложенные автором методические основы управления социально - экономическим развитием предприятий водного транспорта приняты для практического использования в холдинговой компании ОАО «СЗП», о чем свидетельствуют акты внедрения.Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 33 научные и научно - методические работы.Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz